Главная / Газета 29 Сентября 2010 г. 00:00 / Культура

Кино и цифра

По данным киностатистики, интерес к российским фильмам заметно упал

ВИКТОР МАТИЗЕН

На днях обнародована статистика по киноиндустрии за минувший год, обозначившая целый ряд проблем отечественного кинематографа и проката. Так, в прошлом году на 2000 российских экранов в 800 кинотеатрах демонстрировалось 350 фильмов, на которые было продано 150 млн. билетов на сумму 25 млрд. рублей (все числа округлены). Но при этом доля российских фильмов и по количеству, и по сборам составляет чуть больше 20%.

Публика в основном ходит в кино не для того, чтобы сосредоточиться, а чтобы расслабиться.<br>Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
Публика в основном ходит в кино не для того, чтобы сосредоточиться, а чтобы расслабиться.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
При сравнении эти данных с итогами предыдущих лет обнаруживается, что с начала нового столетия ряд важных показателей имеет положительную динамику – нарастает число экранов, растут общие и средние сборы, а также увеличивается посещаемость кинотеатров в пересчете на душу населения (за последние пять лет – в два раза).

С другой стороны, в России в пересчете на душу населения продается в 5–6 раз меньше кинобилетов, чем в странах Западной Европы, и 8–9 раз меньше, чем в США. (Эти и все последующие данные приводятся по сборнику «КиноСтатистика-2009», который подготовлен Movie Research Company и Главным информационно-вычислительным центром.) Чтобы российская игровая кинематография перестала быть убыточной, в стране, по оценкам специалистов, должно быть не менее 3000 залов, а доля отечественных фильмов в прокате должна подняться до трети. Между тем скорость роста числа кинозалов уменьшается, так как крупные города практически охвачены, а строительство кинотеатров в мелких населенных пунктах окупается не настольно быстро, чтобы вызвать серьезный интерес у бизнесменов. А доля российских картин в прокате, которая пять лет назад почти достигла 30%, стала снижаться, хотя абсолютное их число не уменьшилось.

Иными словами, с 2005 года зрительский интерес к нашим фильмам упал, если сравнивать с интересом к зарубежным лентам. Это подтверждается и тем, что в первой десятке лидеров прошлогоднего проката российские блокбастеры сдали три первых места американским, причем сборы «Обитаемого острова», «Черной молнии», «Тараса Бульбы» и «Каникул строгого режима» более чем вдвое уступили сборам «Ледникового периода» и «2012», а в сумме не дотянули до рекордных сборов «Аватара».

Это бы еще ничего – гораздо хуже то, что из 80 российских картин только 5 принесли производителям прибыль в кинопрокате (напомним, что продюсеры получают прибыль от фильма тогда, когда его сборы более чем в 2,5 раза превышают бюджет – остальные деньги уходят прокатчикам и показчикам): «Каникулы строгого режима», «Любовь в большом городе», «Черная молния», «Лопухи» и «Невеста любой ценой». Наибольший прибыток у «Каникул» – почти 80 млн. руб., у остальных – примерно по 10 млн. Конечно, если через год-два учесть итоги теле- и видеопроката, число прибыльных лент в 2009 году увеличится, но ненамного. Обращает на себя внимание и то, что два наших кассовых лидера – «Обитаемый остров» и «Тарас Бульба» собрали даже меньше, чем стоили.

Другой вид открывается, если кассовые сборы сравнить с теми оценками, которые ставят фильмам посетители киносайтов. И здесь на первом месте рейтинга – «Каникулы строгого режима», но вторую строчку в этом рейтинге занимает «Царь» Павла Лунгина (9-е место в бокс-офисе российских фильмов), третью – фильм Сергея Снежкина «Похороните меня за плинтусом» (в бокс-офисе – за пределами первой тридцатки), седьмую – «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, которые в кассе вообще едва заметны, а «Волчок» Василия Сигарева (17-е место в рейтинге) опережает «Антикиллера» (23-е место). Короче говоря, высокие сборы не гарантируют фильмам высокой зрительской оценки.

А вот распределение отечественных лент по фестивальным наградам: лидирует «Волчок» (5 призов в России и 4 за рубежом), за ним идут «Одна война» Веры Глаголевой (8 и 1), «Полторы комнаты» (5 и 3), а затем «Дикое поле» и «Адмирал» (8 и 0). Забавы ради стоит отметить, что самое распространенное слово в названиях картин 2009 года – местоимение «я» (9 употреблений), затем следует обозначение 3D (8), и лишь на третьем месте слово «любовь» (7). Как тут не сказать, что миром правят формат и себялюбие.

Интересные выводы можно сделать, сопоставив объем телерекламы со сборами. К примеру, «Самый лучший фильм-2» рекламировался 10 часов и собрал 420 млн. рублей, а «Сумерки. Сага. Новолуние» – всего 5 минут, а собрал 534 млн. Вот и верь после этого, что реклама всесильна...

Приводятся и любопытные данные о киноаудитории. То, что подавляющая часть (85%) современных кинозрителей моложе 30 лет, хорошо известно, а вот то, что молодых зрителей больше, чем молодых зрительниц, а пожилых – меньше, известно не всем, как и то, что самую большую группу кинозрителей составляют студенты вузов (28%) и люди с высшим образованием (44%). Хотя культурно-интеллектуальный показатель большинства фильмов не превышает уровня подростка, и, следовательно, образованная публика ходит в кино не для того, чтобы сосредоточиться, а для того, чтобы расслабиться.

И последнее. Какие российские актеры были наиболее востребованы в 2009 году? По данным статистиков, это Михаил Ефремов (19 ролей), Сергей Гармаш (13), Гоша Куценко (11), Федор Бондарчук (10) и Алексей Серебряков (9). Актрисы столь высокими показателями похвастать не могут: на первом месте Татьяна Лютаева (7 ролей), на втором Нина Русланова и Анна Михалкова (по 6), на третьем Мария Шалаева и Екатерина Вилкова (по 5).

Опубликовано в номере «НИ» от 29 сентября 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: