Главная / Газета 23 Сентября 2010 г. 00:00 / Культура

Некассовый сбор

Почему кинематографисты не согласны с комиссией при Росохранкультуре

ЛЮДМИЛА ПРИВИЗЕНЦЕВА

Как сообщали «Новые Известия», Российский союз правообладателей (РСП), учрежденный режиссером Никитой Михалковым, получит право собирать авторские вознаграждения с импортеров и производителей электронной техники (включая информационные носители, вроде CD, флэш-карт и прочего). Такое решение приняла аккредитационная комиссия при Росохранкультуре на предварительном заседании. Вторым претендентом на сбор налога с продаж является Российское общество по смежным правам (РОСП) под председательством Ахмеда Тагибова. В ближайшее время Росохранкультура проведет заключительную часть конкурса и отдаст предпочтение одной из двух сторон. Но, как сообщается, большинство сторонников уже собрал Никита Михалков, поскольку его неофициально поддержал вице-премьер Игорь Шувалов. Михалковский союз предлагает ввести налоги с продаж техники от 1% до 3%.

Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
Споры вокруг нового налога касаются в основном того, на что пойдет собранная сумма (по предварительным подсчетам, ежегодный доход РСП составит 100 тыс. долларов). По идее, компенсацию должны получать в первую очередь авторы, создатели фильмов, поскольку результат именно их труда часто распространяется в Интернете, копируется пиратами, издается незаконными тиражами. На комиссии в Росохранкультуре РСП представил план своих дальнейших действий, согласно которому правообладатели будут получать только 15% прибыли, 25% уйдет на содержание аппарата организации, а 60% направится в фонд, специально созданный РСП. Как этими 60% распорядится фонд, пока неизвестно, но сообщение о введении очередного налога уже вызвало волну удивления, прежде всего, в рядах тех самых правообладателей. Как выяснили «НИ», если налог будет введен, то многие из них намерены обжаловать это решение либо заострить вопрос: кто именно и на какую часть собранных налогов должен претендовать?

Новый налог относится к акцизным, формально его будут платить импортеры товара, но фактически – рядовые потребители, поскольку электронная техника и каждый носитель информации неизбежно возрастет в цене. В сказке Джанни Родари «Приключения Чиполлино» принц Лимон и синьор Помидор зорко следили за тем, чтобы граждане их страны как следует платили налоги, а налогов было немало и ежедневно появлялись новые. Перед самым крушением сказочной страны ее правители издали указы о введении налогов на дождь, снег, солнце и дыхание. Именно эта сказка приходит сейчас на ум. Все перевернулось и перемешалось: с одной стороны, нам обещают снижение цен, но в итоге вводят все новые и новые налоги, которые приводят к обратному – к повышению цен.


Что вы думаете о сборах в пользу кинематографистов с продаж электронной техники и информационных носителей?
Вадим АБДРАШИТОВ, кинорежиссер:
– Мне не очень понятны планы РСП по распределению поступлений от налога на носители. Что это за организация, которая тратит 25% на свои нужды, замалчивает о расходовании 60% и только 15% отдает авторам?! И при этом налог декларируется как важная победа в защите авторских прав. Можно делать вид, что ничего не случилось и проходить мимо. Но тогда не надо говорить о том, что наш кинематограф надо спасать.

Даниил ДОНДУРЕЙ, кинокритик:
– Я убежден, что рекомендации аккредитационной комиссии Росохранкультуры будут приняты. В России не оглашают заранее несогласованных решений. Однако во что выльется введение нового налога – непонятно. Но ничего хорошего не жду. Еще недавно было невозможно представить, что лидеры страны будут спорить о том, надо ли вырубать лес. А теперь это происходит. И потому я полагаю, что многое зависит от того, как отреагирует общественность на выбор РСП. Если реакция будет громкой и убедительной, то ее услышат. И тогда, возможно, что-то изменится. Нужны дискуссии, мы не сможем провести модернизацию в стране без обсуждений.

Павел ФИНН, председатель Союза кинематографистов Москвы:
– Принятие решения в пользу РСП приведет к парадоксальной ситуации: руководители государства собственными руками создают нового монополиста в сфере кино. Совершенно легально формируются олигархи от кино. Сначала выбрали 8 организаций, которые получат деньги из бюджета и будут на них развиваться. Теперь практически те же организации получают право распоряжаться большими деньгами на свое усмотрение. Это чревато уничтожением свободного кинематографа, который пробивается несмотря ни на что.

Виталий МАНСКИЙ, режиссер-документалист:
– Недавно созданный нами «КиноСоюз» отправлял в Аккредитационную комиссию Росохранкультуры обращение от кинематографической общественности. В нем есть несколько веских аргументов против назначения РСП сборщиком новых налогов. Но если будет принято решение в пользу РСП, то мы, как общественная организация, будем настаивать на прозрачности расходования этих средств. В частности, в их распределении должны участвовать региональные кинотеатры, которые страдают от потери зрителей. Эти кинотеатры надо переоборудовать. Я убежден, что наш голос будет услышан.
Записала Людмила ПРИВИЗЕНЦЕВА

Опубликовано в номере «НИ» от 23 сентября 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: