Главная / Газета 16 Августа 2010 г. 00:00 / Культура

Городские окна

В Выборге показали, как современное кино всматривается в обыденную жизнь

ВИКТОР МАТИЗЕН, Выборг

Гран-при Выборгского кинофестиваля «Окно в Европу» неожиданно достался малобюджетной картине начинающего режиссера Романа Каримова «Неадекватные люди», показанной в последний день. Ей же были вручены специальный приз за лучший актерский дуэт (Илья Любимов – Ингрид Олеринская), диплом Гильдии киноведов и кинокритиков за лучший дебют, а также – пополам с лентой Станислава Говорухина «...в стиле JAZZ» – приз зрительских симпатий. Вторую по важности премию за режиссуру получила картина Андрея Кавуна «Детям до 16», ранее удостоенная высшей награды на Одесском международном кинофестивале. «Кочегар» Алексея Балабанова получил от жюри специальный приз за мастерство и «Слона» от критиков.

Фильм Романа Каримова «Неадекватные люди» получил Гран-при Выборгского кинофестиваля.
Фильм Романа Каримова «Неадекватные люди» получил Гран-при Выборгского кинофестиваля.
shadow
Как пожар Москвы много способствовал ее украшению, так и голодный паек, на который село наше кино вследствие финансового кризиса и корысти отдельных участников кинопроцесса, произвел некоторое очищающее действие – авторы перестали бежать от современности и затевать дорогостоящие проекты, а обратились к тому, что происходит за окнами городских квартир и офисов. Иными словами, в фарватере нынешнего «Окна в Европу» оказались недорогие камерные истории с более или менее прописанным социальным фоном и разной тональностью – от почти трагической в «Южном календаре» Дениса Карро (см. «НИ» от 12.08.2010 г.) до вполне безмятежной в фильме Говорухина.

Взять, к примеру, «Зону турбулентности» – режиссерский дебют киноведа и продюсера Евгении Тирдатовой. Модная «частевая» форма, однако действия (их всего три, как и в «Южном календаре») не синхронны, а разделены довольно большими промежутками времени. Причем действующими лицами являются мать и сын (Инга Оболдина и Сергей Епишев), а также маленький внук, о существовании которого почти до самого конца не подозревают ни отец, ни бабушка. Любопытно, что в основе картины просматривается старая драматургическая схема – начальное-печальное недоразумение, влекущее за собой расставание героев, и финальный счастливый инцидент, который их соединяет. Казалось бы, самый момент эту схему обобщить, сделав действующим и судьбоносным лицом Его Величество Случай, роль которого в мегаполисной среде огромна. Но автор то ли не подозревает о такой возможности, то ли пренебрегает ею, хотя мог бы поднять свою историю над уровнем обыденного происшествия.

Ни на что, кроме фиксации отдельного случая, не претендует и вовсе извлеченная из социального контекста лента Станислава Говорухина «...в стиле JAZZ». В фильме речь идет о трех женщинах (матери и двух дочках в исполнении Елены Яковлевой, Ольги Красько и Аглаи Шиловской), неравнодушных к одному мужчине (его играет Михал Жебровски, который в наших фильмах стал знаковым представителем своей нации). И здесь единственный конфликт ленты – недоразумение, ведущее к размолвке, и последующее счастливое объяснение в конце.

Более амбициозны «Каденции» дебютанта Ивана Савельева, состоящие из пяти сольных новелл, где действуют пять современных горожанок. Завтрак дома, день на работе или в ее поисках, вечером – самореализация в любительском спектакле. Эта «атмосферная» лента получила специальный приз жюри за блестящий актерский ансамбль (Ингеборга Дапкунайте, Ирина Хамдохова, Клавдия Коршунова, Ксения Кутепова, Мария Миронова), но могла бы получить его и за социальный концепт: наглядную демонстрацию базового понятия марксистской (и не только марксистской) политэкономии под названием «отчуждение труда». Между прочим, в качестве «специального гостя» в населенных почти исключительно женщинами «Каденциях» снялся автор этих строк, от роли которого остались обрезанный профиль, реплика типа «Вот и я» в одном кадре да затылок в другом. «А знаешь, сзади у тебя написано больше, чем спереди», – утешил знакомый критик.

Претензия на обобщение явно выражена и в фильме Романа Каримова, где в какой-то мере неадекватны все – от персонажей до объединенных в одном лице сценариста, режиссера и композитора. Недостатки этой картины совершенно очевидны – ряд чрезмерно педалированных сцен, включая финальную, словно пришедших из другого фильма, не всегда органичная музыка и так далее. Но все искупают острые диалоги и отличная игра главных исполнителей.

От генеральной линии конкурса сильно отклонялись несколько фильмов. Это фантастическая драма Рамиля Салахутдинова «Которого не было», где едва ли не впервые в отечественном кино показана попытка человека избежать предначертанной ему судьбы. Затем вольная и несколько облегченная анимационная версия «Дракулы» Брэма Стокера, сделанная Владимиром Мариничевым, до этого служившим в угрозыске и занимавшимся охранным бизнесом. И конечно, «Кочегар» – отточенная криминальная баллада про истопника-якута, в котельной у которого киллеры сжигают трупы своих жертв. Баллада о невольной вине, о мести и об искуплении, где реальность соединена с откровенной условностью, драматическое действие – с фирменными балабановскими паузами, которые на сей раз заполнены проходами под остранняющую музыку Дидюли, а обычные для фильмов этого режиссера реплики a parte «апарт» в адрес «инородцев» заменены аналогичными репликами в адрес русских.

Остается добавить, что вердикт главного жюри «Окна в Европу» несет явственные следы не совсем удачного компромисса. Оптимальный расклад, по мнению очень многих участников фестиваля, был бы другой: Гран-при и приз за режиссуру следовало отдать самым профессиональным картинам конкурса «Детям до 16» и «Кочегару» соответственно, а «Неадекватным людям» присудить спецприз. Но очень часто в маленьких коллективах жюри находятся один-два участника, по несущественным причинам встающие насмерть против решений большинства, которое из-за своего небольшого численного преобладания предпочитает худой мир доброй ссоре.

Опубликовано в номере «НИ» от 16 августа 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: