Главная / Газета 27 Июля 2010 г. 00:00 / Культура

Шутки в сторону

В Одессе прошел Первый международный кинофестиваль

АНГЕЛИНА ГЛЕБОВА, Одесса

На кинофестивале в Одессе победила молодежная мелодрама с эротическом уклоном «Детям до 16». Режиссеру этого фильма Андрею Кавуну главный приз вручил председатель жюри – классик авторского кино голландец Йос Стеллинг. Этой же картине одесситы отдали приз зрительских симпатий. Однако трагикомическая ситуация вышла с призом «За вклад в культурную жизнь Одессы». Ожидалось, что его получит Кира Муратова, которая много лет снимает кино на полузаброшенной, технически отсталой Одесской киностудии, но в итоге приз дали актеру Владимиру Машкову.

Обладатель-то хорош, а может быть даже велик, каким, например, его считает режиссер Андрей Кавун после того, как Машков сыграл у него в «Охоте на пиранью» и «Кандагаре». Однако для вклада в культурную жизнь Одессы этого мало, даже если учесть блестящую роль Давида Гоцмана, сыгранную Машковым в «Ликвидации» Сергея Урсуляка. За кулисами фестиваля выяснились подробности столь скорой смены лауреата. Кира Георгиевна посчитала смешным получать такую награду, учрежденную спонсором фестиваля. Это корреспонденту «НИ» сообщил супруг Муратовой – Евгений Голубенко. Однако есть и другая, более веская причина. Разошлась Кира Георгиевна и по части юмора с руководством Одесского кинофестиваля, которое отказалось показать ее последнюю картину «Мелодия для шарманки», сославшись на то, что это грустная, депрессивная и слишком серьезная для Одессы картина. Кстати, фильм «Мелодия для шарманки» Муратовой украинский зритель не видел, зато слышал о нем много ужасов, что там смерть, жестокость, равнодушие, а украинцам совсем не хочется тосковать… Для них, по словам Муратовой, комедия стала излюбленным жанром как на политической арене, так и в кино. Забавно, что уже сами названия конкурсных фильмов этого кинофорума не внушали повода для беззаботного веселья: «Скелеты», «Год плотоядия», «Святой Джон из Лас- Вегаса», «Мое самоубийство». Но Одесса настаивала на юмористическом, на худой конец ироническом репертуаре.

Победила картина, где и в названии, и в ситуациях героев, и в диалогах место юмора вакантно. Речь о фильме «Детям до 16». Андрей Кавун решил освоить новый жанр мелодрамы и выбрал правильное направление – молодежное. Нет в этом фильме ни политики, ни социалки, ни национализма, ни юношеского максимализма… Зато пуд любви, не менее десятка половых актов, суицид, роды, мордобой в ванной и многое другое вошло в сюжет фильма. Этакое «ню» в стиле граффити. Андрей Кавун не только снял картину «без тормозов», но и подобным образом вел себя на вручении наград: сняв носки и туфли, он побежал вприпрыжку по сцене Одесского оперного театра за своим Гран-при, подкрепленном 15 тыс. долларов.

Главным соперником Андрея Кавуна был польский режиссер Юлиуш Махульски со своим комедийным триллером «Колыбельная». Но жюри фестиваля не до конца оценило «черный юмор» поляка, и зрелищность картинки, наградив его лишь призом за лучшую режиссуру.

Больше всего проблесков истинной иронии было разве что в итальянском фильме «Нога Бога» – о юноше с гениальным даром футболиста и отклонениями в умственном развитии. Но все же одесской тематики здесь мало. Этот город любит людей состоявшихся, с деньгами, связями, именем... В «Ноге Бога» все друг с другом только и торгуются, хотя предмет купли-продажи не мелок – большое призвание и цена, которую за это призвание надо заплатить.

Член жюри Одесского кинофестиваля Сергей Трымбач (он же председатель Национального союза кинематографистов Украины) на итоговой пресс-конференции сказал, что главной тенденцией мирового кинематографа в этом году – намерение понять молодых и показать их мир. Пока у нас понимание происходит явно не на духовном уровне.

Опубликовано в номере «НИ» от 27 июля 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: