Главная / Газета 12 Июля 2010 г. 00:00 / Культура

Северное «Счастье»

В Вологде завершился первый международный кинофестиваль Voices

ВИКТОР МАТИЗЕН, Вологда

За вклад в мировое кино Никита Михалков награжден «Хрустальным глобусом»В Чехии объявлены лауреаты Международного кинофестиваля в Карловых Варах. Гран-при кинофестиваля получила картина «Москитная сетка» испанского режиссера Агусти Вилы. Вила стал обладателем «Хрустального глобуса», а также получил денежный приз. В этом году он составил 30 тыс. долларов. Специальный приз жюри кинофестиваля вручило фильму «Куки возвращается» чешского режиссера Яна Сверака. За лучшую режиссуру был отмечен хорват Райко Грлич, представивший на конкурс картину «Только между нами». Российская картина «Другое небо» режиссера Дмитрия Мамулии удостоилась особого упоминания жюри. Кроме того, «Хрустальный глобус» за «выдающийся художественный вклад в мировое киноискусство» получил Никита Михалков. Международный кинофестиваль в Карловых Варах состоялся в 45-й раз. В этом году мероприятие прошло со 2 по 10 июля.

Главный приз фестиваля (в виде позолоченного режиссерского рупора) получил фильм Сергея Лозницы «Счастье мое», до этого участвовавший в главном конкурсе Канн и получивший на «Кинотавре» приз за режиссуру и приз критики. Лучшей исполнительницей признана Агата Бузек в «Реверсе» Бориса Ланкоша, в июне удостоенном одной из наград ММКФ. Приз за лучший сценарий достался сатирико-политической утопии «Восьмая страна чудес» Николя Альберни и Жана Маша.

В СССР был один-единственный международный кинофестиваль – Московский, попасть на который и в качестве обычного зрителя было трудно, а потому престижно. В России число интернациональных кинофорумов увеличивается почти с каждым годом. В Москве, помимо ММКФ, обосновался фестиваль «Завтра», в Петербурге проходят «Фестиваль фестивалей» и «Послание к человеку», в Перми – «Флаэртиана», в Анапе – «Киношок», во Владивостоке – кинофестиваль стран Тихоокеанского региона и т.д., не говоря уже о неделях зарубежных кинематографий (польской, итальянской, немецкой, французской и других), регулярно проводящихся в разных регионах страны.

Похоже, дело идет к тому, что каждый субъект Российской Федерации и даже каждый областной центр обзаведется «своим» международным киномероприятием. И это можно только приветствовать. Дело в том, что в нынешних условиях практически неограниченного выбора кинозрелищ становится все более очевидно, что ни массовый кинопрокат, как бы дифференцирован он ни был, ни самостоятельная навигация в океане кинопродукции не может удовлетворить культурное восприятие, которое нуждается в институте, способном его структурировать. Таким институтом и является кинофестивальное движение. Правильно организованный фестиваль – это, прежде всего, составленная экспертами осмысленная программа фильмов, предлагающая зрителям определенную картину мира, включающего мир самого кинематографа. Программа, в которой так же важны отдельные ленты, как и связи между ними, рождающиеся в голове зрителя, когда он после немецкого фильма смотрит английский, после английского – южнокорейский, а на десерт – фильм из Северной Кореи с чучхеизированными девушками, смотреть который в иных условиях было бы не только бессмысленно, а просто-таки вредно для здоровья.

И если регулярно приезжать на один из таких смотров, видно, как нарастает его аудитория, как формируется группа постоянных посетителей, как завязываются отношения между ними и такими же регулярными гостями, и постепенно складывается нечто вроде киноклубного сообщества, объединенного не только общим интересом к кино, но и общей картиной мира. Иными словами, фестивали фактически берут на себя функции советских киноклубов, но обладают несравненно большими возможностями по сбору фильмов и приглашению их создателей. При этом подспудно решается и проблема разгрузки столицы страны от бремени единого и всеобщего культурного центра, и проблема наращивания культурного слоя провинции, которая таким образом может приобщаться к культуре с ничуть не меньшей интенсивностью, чем Москва, и PR-проблема данного исторического места, в котором проводится кинофестиваль.

Благодаря активности живущих во Франции основателей Вологодского кинофестиваля, французская пресса уже так распиарила Вологду, что, по слухам, попроси парижанина с ходу назвать три русских города, она окажется в их числе с девяностопроцентной вероятностью. Больше того, выступая на закрытии фестиваля, французский посол сказал, что побывавшие в городе французские журналисты так расписали прелести старого русского города, что следует ожидать увеличения потока галльских туристов на север России. При этих словах отечественные журналисты издали невольный смешок, так как показанные в фильме–победителе фестиваля российские дороги не очень отличаются от тех, что были на Руси в эпоху Соловья-разбойника.

Первый Вологодский фестиваль с первых же показов обозначил себя как фестиваль молодого кино, инициированный молодыми людьми, не чурающимися ни рискованных жанровых гибридов, ни «скучного» – в смысле отсутствия дешевых зрительских приманок – авторского кино, ни радикальных киноэкспериментов над публикой.

Что касается радикализма, достаточно сказать, что в программу попали «Горечь» Элен Кате и Бруно Форцани, «Вход в пустоту» Гаспара Ноэ и «Мученицы» Паскаля Ложье, о которых, цитируя одну из аннотаций, следует сказать: «Детям до 16 лет запрещается, взрослым с ослабленной психикой категорически не рекомендуется». С другой стороны, французского «Волка» (фильм рассказывает о дружбе пастуха-эвенка с семейством волков) смело можно рекомендовать для семейного просмотра, а фильм «Академия Платона» Филиппоса Цитоса – всем, замороченным проблемой приезжих, якобы мешающих жить «коренному» населению, даже если его корни простираются ровно на одно поколение. Кроме того, фильм «Нарыв» Хенрика Хельстрома и Фридриха Венцеля (где рассказчиком выступает противоестественно осведомленный мальчик, знакомящий зрителей с жителями небольшого шведского поселка, изнемогающими от одиночества) можно рекомендовать всем «продвинутым» зрителям, которые найдут в картине общее с самыми разными лентами – от «Моего друга Ивана Лапшина» Германа до «Собачьей жары» Ульриха Зайдля.

Опубликовано в номере «НИ» от 12 июля 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: