Главная / Газета 28 Июня 2010 г. 00:00 / Культура

«У нас этот праздник поддерживает государство»

В Москве зарубежные фолк-рокеры отметили день Ивана Купалы

ВАДИМ ПОНОМАРЕВ

В минувшие выходные в российской столице прошли сразу два этно-фестиваля – «Иван Купала» в Парке Горького и Shadelynx Folk-Rock Fest на территории ЦДХ. Совпадение даты и времени двух фестивалей получилось случайным, и наверняка каждый из них недосчитался зрителей. Однако отличия между ними есть. «Иван Купала» был нацелен на ритуал древнего славянского праздника солнцестояния и собрал близкие этой теме фолк-группы из четырех стран – Латвии, Польши, Белоруссии и России. Другой же фестиваль (Shadelynx Fest) объединил отечественные группы.

Одним из почетных гостей фестиваля стал польский ансамбль «Черемшина».
Одним из почетных гостей фестиваля стал польский ансамбль «Черемшина».
shadow
В ЦДХ выступали хорошо известные в своем жанре фолк-группы и исполнители Tintal, «Ива Нова», «Дорога Водана», Тол Мириам, Анна Пингина, «Календарь» и другие. Однако значительно больше зрителей собрал фестиваль, проходивший в Парке Горького. Он же обозначил удивительную ситуацию, сложившуюся в нашей общеславянской культуре. Дело в том, что в России день Ивана Купалы упоминается лишь в календаре народных примет в то время, как за рубежом он по-прежнему празднуется славянскими народами.

«В Латвии огромное количество песен про Ивана Купалу, хотя у нас маленькая страна, – говорит корреспонденту «Новых Известий» латышская скрипачка Илга Рейзниеце. – Только на бумагу перенесено 1250 мелодий на эту тему. И латыши знают песни об Иване Купале наизусть. Так что мы на концертах можем их петь час, два и три… Праздник Иван Купалы называется у нас «Лиго» и поддерживается на государственном уровне, и правительство выделяет деньги на фольклорные фестивали в честь этого. Кроме того, 23 и 24 июня в его честь – официальные выходные дни. Такие праздники поддерживают пивные компании, в Латвии варится много пива, и для пивников это отличный метод продвижения своего товара. В итоге пивная коммерция помогает фольклору».

Илга Рейзниеце (лидер группы ILGI) работает в жанре пост-фолка почти 30 лет. Недавно ее альбом Ne uz vienu dienu занял второе место в европейском чарте World Music Charts Europe (WMCE). На фестивале она продемонстрировала отменное владение разными музыкальными стилями, умело вплетая народные латышские песни про Ивана Купалу в рок-фактуру, джазовые импровизации и кантри.

Про Ивана Купалу пел и польский ансамбль «Черемшина» из одноименного польского местечка, в культуре которого перемешаны самые разные культурные традиции – белорусские, польские, украинские, еврейские, татарские, литовские и русские. И в музыке «Черемшины» на разудалый танцевальный рок-бит положены самые разные темы – от еврейских «Семь сорок» до украинского гадания суженого на Ивана Купалу.

«В Польше наблюдается всплеск интереса молодежи к своим древним традициям, – сказала «НИ» лидер «Черемшины» Барбара Кузуб-Самосвик. – Много групп, поющих только народные песни. В честь Ивана Купалы выходных у нас нет, но фольклорный праздник все же отмечается».

В отличие от зарубежья фестивальное движение этнической музыки переживает сейчас в России кризисную фазу. Всплеск интереса к фолку, который наблюдался еще пять лет назад, фактически сошел на нет. Выплеснув в большой шоу-бизнес группу «Мельница», фолк-мир скукожился до интернет-общения и фестивалей посещаемостью несколько сот человек. При этом фолк-сеты на таких грандиозных фестивалях, как «Нашествие» и «Пустые Холмы», собирают многотысячную аудиторию.

Опубликовано в номере «НИ» от 28 июня 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: