Главная / Газета 31 Мая 2010 г. 00:00 / Культура

Загадка Людмилы Ивановны

В день юбилея актриса Касаткина рассказала, почему никогда не изменяла Театру армии

ЕЛИЗАВЕТА БОРЗЕНКО

Свой юбилей легенда Театра Российской армии Людмила Касаткина отметила на той самой сцене, куда впервые вышла в крохотной роли в 1947 году, сразу после окончания ГИТИСа. Других театров в ее жизни не было. На торжественном вечере только ленивый не отмечал эту удивительную черту актрисы: всю жизнь – в одном театре, дома всю жизнь с одним мужем (кинорежиссер Сергей Колосов). При этом ни тени усталости на лице, искрящиеся глаза и все тот же звонкий голос Лены Воронцовой («Укротительница тигров»). Она поднялась на сцену прямо из зала, обходя публику, сидящую на приставных стульях. Столь продолжительные овации в Театре армии в последний раз раздавались на юбилее другого корифея – Владимира Зельдина.

Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
Посреди сцены установили огромный экран, на котором сменяли друг друга фотографии из спектаклей и отрывки из кинофильмов. Здесь и Лейди Торренс («Орфей спускается в ад»), и Катарина («Укрощение строптивой»), и Марго («Шарады Бродвея»), и Елизавета Английская («Ваша сестра и пленница»), и Ольга Племянникова («Душечка»), и Зина Воробьева («Помни имя свое»), и, конечно, странная миссис Сэвидж – роль, которую актриса по сей день играет на Малой сцене театра. Больше чем за шестьдесят лет работы в ЦАТРА Касаткина не знала ни одного провала, ни одной «проходной» роли. И в преддверии юбилея журналисты снова пытались выпытать у нее секрет успеха. Актриса отвечала по-военному четко: «Успехом в театре я обязана только моим учителям, а успехом в кино – мужу». Об этом говорила она и со сцены: «Это была великая школа, которую я прошла на этих подмостках. Конечно, меня приглашали в другие театры, но режиссер Алексей Дмитриевич Попов собрал потрясающую труппу в Театре армии, откуда грех было уйти. Моими партнерами по сцене были Добржанская, Зельдин, Сагал, Фетисова и многие другие. Как прекрасно Алексей Дмитриевич умел ругать артиста! Например, идет обсуждение спектакля. Я совсем молодая артистка, рядом со мной стоят настоящие мэтры. Попов обо всех сказал, а мне не сделал ни одного замечания. Ему говорят: «Алексей Дмитриевич, вы ни слова не сказали о Касаткиной». Попов ответил: «А что о ней говорить? Она знает, какой большой успех имеет у публики. Недостатки она и сама исправит». Представляете, какое это доверие и какая высокая для меня оценка?»

Перелистывая страницы биографии, Людмила Ивановна вдруг посетовала, что теперь играют совсем иначе, «упрощеннее, чем во времена моей молодости». Например, в 1950-х годах актриса получила роль медсестры в спектакле «Океан». Для правды образа часами (в промежутках между репетициями) сидела в поликлинике – наблюдала за настоящими медиками. Также поступила она и во время съемок фильма «Ковалева из провинции» – готовясь сыграть судью, ходила по судебным инстанциям, впитывала колорит профессии. Вероятно, поэтому ее роли всегда отличались достоверностью, вызывали резонанс в обществе. В Союзгосцирк регулярно приходили письма, адресованные Лене Воронцовой, а после роли в фильме Сергея Колосова «Вызываем огонь на себя», где Касаткина сыграла подпольщицу Аню Морозову, юной героине посмертно присудили звание Героя СССР.

«Мой супруг, которому я безумно благодарна за все фильмы, постоянно давал мне драматические роли, – говорила актриса. – Я все глаза выплакала! Комедийные у меня были только «Медовый месяц», «Укротительница тигров» и «Душечка», поэтому сейчас я хочу сыграть в комедии. Я соскучилась по комедиям».

О том, что комедийная роль приготовлена для нее в родном театре, юбилярше скажут после антракта. Художественный руководитель ЦАТРА Борис Морозов (который, кстати, еще ни разу не занимал ее в своих постановках) выйдет на сцену и предложит ей вместе с супругом сыграть в спектакле «Дальше – тишина», в котором когда-то блистали Плятт и Раневская. В этот вечер на сцену выходили многочисленные друзья и коллеги актрисы. Федор Чеханков, многолетний партнер Касаткиной, сказал: «Людмила Ивановна – правдолюб. Даже на приемах у Лужкова она всегда встает и смело говорит: «Нужно, чтобы возле Театра армии был вход в метро». И благодаря ей скоро этот вход у нас появится». Сейчас Людмила Ивановна играет в Театре армии только в спектаклях «Странная миссис Сэвидж» и «Школа любви». Но творческой работы от этого в ее жизни меньше не стало. «Когда меня спрашивают: как вы поживаете? Я всегда отвечаю: я не знаю, как я живу, я знаю, как я работаю», – сказала на вечере актриса.

Опубликовано в номере «НИ» от 31 мая 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: