Главная / Газета 25 Марта 2010 г. 00:00 / Культура

Недетский выбор

В Эстонии тоже заговорили о проблемах школы на языке кино

ОКСАНА ГАВРЮШЕНКО

Весной в России в ограниченном прокате пройдет эстонский фильм о подростковой жестокости, который несколько лет назад показали на фестивале в Карловых Варах, а позже отметили призом ФИПРЕССИ на кинофестивале в Варшаве. Социально-культурный контекст, сопутствующий фильму Ильмара Раага «Класс» (не путать с французским «Классом» Лорана Канте), весьма обширен. В истории кино фильм займет тот же ряд, что и «Слон» Гаса Ван Сента, «Детки» Ларри Кларка, «Чучело» Ролана Быкова, «Игры для детей школьного возраста» Арво Ихо и «Все умрут, а я останусь» Гай Германики.

Жесткая, кровоточащая драма, снятая минималистскими средствами, стилизованная под документалистику, была сделана всего за две недели при самом скромном бюджете. Сценарий дописывали на съемочной площадке непрофессиональные актеры-школьники. То, что фильм основан на реальных событиях, в Европе никого уже не шокирует: «Класс» рекомендован Министерством образования Эстонии к показу в национальных школах. И это редкий случай, когда пожелание чиновников совпало с мнением зрителей.

Шесть дней действия – как «сотворение мира». Каждый день (как отдельная глава) имеет свое название: от грубого «Ты что – урод?» до финального «Прости меня, бабушка». Обычный выпускной класс, соответствующий антураж и сленг. В кадре – смачная демонстрация силы, подлости, пофигизма и стадного инстинкта. Йозепа (библейские корни имени не случайны) травят всем классом, и он готов терпеть издевательства до окончания школы. Однажды за него вступится Каспар и с тех пор тоже станет изгоем. Невзирая на юный возраст, Каспар понимает, что пути назад нет и сделать такой выбор – дело чести. Словом, эстонский «Класс» снят об этой ускользающей категории – о чести и мужестве сделать выбор, после которого победителей все равно не будет.

Судя по зрительским откликам, в картине показана достоверная правда: все то же самое происходит каждый год, в каждом классе, в каждой стране. В этом универсальность истории Ильмара Раага. Здесь нет акцента на доступность оружия и стрельбы в школе (как в «Слоне» Ван Сента). В «Классе» исследуются другие материи. Например, почему одиночка решился на противостояние, а другие смотрели и только «оттачивали» методы травли? Почему папаша у Йозепа – агрессивно-тупой мужлан, который помогает сыну лишь высокомерной фразой: «Мужчина, который не может постоять за себя, вырастает неудачником».

В «Классе» нет каких-то изуверов взрослых, учителей и родителей. Все обычные, не слышащие и не видящие этих вот выпускников, творящих зону в одном, отдельно взятом классе. И потому акция мести выглядит в финале предельно достоверно, и напряжение, создаваемое режиссером, подготавливает тяжелую сцену.

Йозеп не поедет в Голландию учиться компьютерной графике, и у Каспара все будет иначе. Но не запомнить их выбор и то, что его подготовило, невозможно. Наотмашь, честно, резкими красками Ильмар Рааг сделал картину, которую нужно бы показывать в школах и в армии в обязательном порядке – вместо уроков патриотического воспитания. Прошлой осенью Рааг приезжал в Омск, интересовался трагической историей 19-летнего Алексея Черепанова, безвременно ушедшего хоккеиста. Возможно, будет снимать фильм и о нем, о проблемах в большом спорте.

Опубликовано в номере «НИ» от 25 марта 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: