Главная / Газета 19 Марта 2010 г. 00:00 / Культура

Вот и сказке конец

Почему в России никто не снимает детское кино

Виктор ГАЛАНТЕР, Дарья ДОРОГИНА, Виктор БОРЗЕНКО

Фонд поддержки кинематографии приступил к распределению бюджетных средств (4,9 млрд. рублей) на производство фильмов 2010 года. Как уже рассказывала наша газета, согласно предварительным данным, в привилегированном положении оказались блокбастеры и фильмы тех студий, которые оправдали себя прокатом или престижными фестивальными номинациями. А вот сколько денег государство направит, например, на детское кино – пока неизвестно. Но, судя по всему, это будут скромные деньги, и они не смогут исправить катастрофическую ситуацию, в которой уже давно пребывает важнейшая отрасль киноискусства.

Катастрофическую нехватку в России фильмов для детей и юношества заменяют мультфильмы и зарубежные блокбастеры.<br>Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Катастрофическую нехватку в России фильмов для детей и юношества заменяют мультфильмы и зарубежные блокбастеры.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
В советское время выпускалось порядка 30 детских фильмов в год. За последние двадцать лет производство сократилось до двух или трех картин в год, причем далеко не каждая выходит в прокат, а если транслируется по телевидению, то, как правило, в выходные дни с 6 до 9 часов утра, когда их посмотрит минимальное количество зрителей. Следовательно, ни одна детская картина, показанная не в прайм-тайм, окупиться не может. Показать же в прайм-тайм детский фильм крайне сложно, поскольку закон предъявляет множество запретов на рекламу тех или иных товаров. Не лучше обстоит дело с кинопрокатом: на большом экране детские фильмы транслируются, как правило, в дневное время в период школьных каникул при льготной стоимости билетов. Как выяснили «НИ», при таком раскладе продюсерам и режиссерам детских фильмов трудно найти инвесторов. Максимум, на что можно рассчитывать, – на одежду для юных актеров, которую предоставят те или иные дизайнерские фирмы на бартерной основе. Страдает и качество кинопродукции. Для сравнения: бюджет одного детского фильма в США составляет примерно 11 млн. долларов, в России – 2 млн. долларов, собрать которые может еще и не каждый продюсер.

«Сегодня снимается самое разное кино, – сказал «НИ» актер Александр Леньков, член жюри целого ряда детских кинофестивалей. – Но почему детское исчезло почти совсем? Я думаю, что в первую очередь нам катастрофически не хватает кадров, как актерских, так и режиссерских. А рисковать и давать деньги группе лиц, которая создаст детский фильм, мало кто захочет. Я знаю очень многих прекрасных артистов, которые в детском кино не смогли играть ни секунды. Там особый язык, на который не каждый способен».

Еще более пессимистично настроен бессменный руководитель киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский. На вопрос «Новых Известий», что мешает детским картинам выйти на телеэкран, Грачевский ответил: «Нужен специальный телеканал, который мог бы транслировать подобные фильмы несколько раз в день. Такие каналы у нас появились, я старался их поддерживать, но они оказались полностью американизированы, а для меня важно вернуть на экраны наш российский менталитет. Кроме того, ряд детских каналов являются частью кабельного телевидения, которое есть далеко не у всех».

Фото: AP
shadow На протяжении двадцати лет субсидированием детских кинофестивалей, прокатом и производством фильмов занимался Фонд Ролана Быкова, основанный в 1989 году как Всесоюзный центр кино и телевидения для детей и юношества. За это время фонд снял 86 картин, провел фестивали, помог нуждающимся артистам… Год назад фонд был выселен из занимаемого здания на Чистых Прудах и к настоящему времени его существование продолжается только на бумаге. Весь архив вдова Быкова, актриса Елена Санаева, перевезла к себе домой. По ее словам, чем большее развитие получают блокбастеры, тем труднее производить кино для детей. «Дело в том, что детский кинематограф всегда был очень дорогим, – говорит Елена Санаева «НИ», – Вот «Аватар» тоже можно отнести к категории детских фильмов, но на его производство было затрачено 300 миллионов долларов, а в прокате фильм собрал 2 миллиарда долларов. О таком успехе России остается только мечтать. Конечно, у нас нет ни Кэмерона, ни трехсот миллионов. Поэтому Ролан Быков бился за то, чтобы в государственном финансировании детское кино шло отдельной строкой и на него выделялись приличные суммы. Если чиновники, формируя бюджет, будут выбирать, выражаясь фигурально, между «Лениным в Октябре» и «Красной Шапочкой», то, конечно, выберут «Ленина в Октябре».

Полным отсутствием детского кино в России обеспокоены не только деятели культуры, но и медики, психологи. И если в США подобную тревогу били еще в 1970-е годы, обсуждали эти проблемы в конгрессе, то в России по сей день подобных обсуждений на государственном уровне не устраивалось. Например, американцы выяснили, что под влиянием взрослых фильмов с высокой скоростью растет число детских преступлений. К 1980 году под влиянием конгресса были определены суммы, которые ежегодно должны выделяться на производство детских фильмов в США. Когда-то подобными указаниями пользовались и советские режиссеры, занимающиеся производством детских фильмов, но в последние двадцать лет всерьез эту проблему никто не рассматривал, что негативно отражается на подрастающем зрителе.

«В детское кино вкладывают одновременно и развлекательную, и мощную воспитательную функции, – говорит «НИ» Сергей Ениколопов, доцент кафедры нейро- и патопсихологии МГУ имени Ломоносова. – Во всех странах мира это трансляция ценностей, норм, стереотипов поведения, принятых обществом в данный момент. Все это было в советском кино. Поэтому (если отбросить всевозможные идеологические и пропагандистские вещи) большая часть фильмов советского кино осталась на многие годы. «Золушка» как была, так и осталась фильмом, который до сих пор можно смотреть. Но сегодня дети воспитываются на «Спецназе» и подобных фильмах, которые смотрят в семье, и у них закладываются вполне определенные стереотипы поведения. Наши телевизионные продюсеры заявляют: «Переключайте канал, эти фильмы не для детей». И они, разумеется, правы. Но все равно получается так, что потребителями этих фильмов становятся дети».

Психологи говорят, что большинство детей восприимчивы и им просто необходимо показывать сказки. Все народы мира на сказках и легендах социализируют ребенка. И делается это в той доступной форме, которая показывает им, что такое хорошо, а что такое плохо. Это делается сегодня повсюду, только не у нас.

Опубликовано в номере «НИ» от 19 марта 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: