Главная / Газета 10 Марта 2010 г. 00:00 / Культура

Голосовали ушами

Россия отправила на «Евровидение» свою интернет-сенсацию

КОНСТАНТИН БАКАНОВ

Накануне Международного женского дня определился российский участник конкурса «Евровидение». Им стал мужской «Музыкальный коллектив Петра Налича». Три года назад, будучи никому не известным, Налич побил рекорды скачиваний в рунете и стал первым в стране, кому удалось раскрутиться благодаря Сети. Россия не побоялась отправить в Осло самобытную команду, которая в отличие от многих деятелей отечественного шоу-бизнеса относится к музыке легко и с юмором и при этом не лишена таланта, в том числе вокального. Впрочем, шансов в Европе у Налича меньше, чем было бы у экзотической группы «Бурановские бабушки» из удмуртского села, которую оставили на третьем месте.

Вместо поездки на «Евровидение» «Бурановские бабушки» вернутся в удмуртское село.<br>Фото: WWW.NEWMUSIC.RU
Вместо поездки на «Евровидение» «Бурановские бабушки» вернутся в удмуртское село.
Фото: WWW.NEWMUSIC.RU
shadow
Петр Налич со своим клипом Gitar, снятым на даче в салоне стареньких «Жигулей», с нарочито «грязным» английским и умышленной ошибкой в слове «гитара», в 2007 году стал триумфатором российского сегмента Интернета. Он – абсолютно контркультурный персонаж, оказавшийся популярным у «продвинутой» аудитории, которой опостылела отечественная попса. Первые концерты Налича в Москве, избалованной самыми разнообразными шоу, представляли собой дикое для современной столицы зрелище: клубы, куда обычно не заманишь людей, брались едва ли не штурмом. Оказалось, Москва очень устала от «фишек» и «мулек», от всяких гламурных мальчиков и девочек непонятной ориентации, от понтов и красивых лимузинов и вообще от фальши, которую бурным потоком несет на наши головы теле- и радиоэфир. Столица России захотела всамделишного героя – простого, понятного, честного, «своего в доску», и Налич, появившийся на экранах мониторов с простой песней в простой «копейке» на простой даче, сполна оправдал эти надежды. И после победы в российском отборе он держался молодцом: когда объявили, что его коллектив получает свыше 20 процентов голосов, что значительно больше, чем у конкурентов, лицо Налича выражало лишь неподдельное удивление.

Перед национальным отборочным туром к телеканалу «Россия 1», который занимается в этом году «Евровидением», было много вопросов. На канале решили держать в тайне не только общий список подавших заявки на участие, но и фамилии членов жюри, которые отбирали шорт-лист из 25 участников. И не раскрывают их имена даже по окончании отборочного тура, мотивируя это тем, что на них может быть оказано давление как до финала, так и после. Однако в отличие от «Первого канала», который раз за разом, используя «Евровидение», пытается выдать свои корпоративные интересы за национальные (в прошлом году серия скандалов вокруг Анастасии Приходько вообще зашкалила за все разумные пределы), на «России» отнеслись к подбору претендентов и самому процессу голосования аккуратно и профессионально. Во-первых, дали возможность проявить себя начинающим командам, далеко не у всех из которых были деньги и связи (в прошлые годы было ощущение, что музыка, попадающая на конкурс «с улицы», летела прямиком в мусорную корзину). Во-вторых, сумели отыскать в этом потоке не только хорошо поставленный вокал, но и уникальные проекты (контр-тенора Олега Безинских, занявшего в итоге второе место, группу «Бурановские бабушки», сразу несколько рок-бригад, заводную команду «Аляска», играющую в стиле ска, и двух-трех исполнителей красивых лирических песен). В-третьих, не гнались за рейтингами, пытаясь воткнуть в финал максимальное число надоевших всем, но по-прежнему хорошо продающихся «медийных лиц». В-четвертых, не пытались любыми способами «развести» зрителей на деньги: ведущие Оксана Федорова и Дмитрий Губерниев, конечно, приглашали аудиторию проголосовать за понравившегося артиста, но без привычной истерики. В-пятых, не протаскивали, забыв про честь и совесть, «своего» артиста, хотя он в финале был – Александр Панайотов, рожденный в рамках шоу «Народный артист» (аналог «Фабрики звезд» на канале «Россия») и пытающийся уже в третий раз попасть на «Евровидение».

Современная российская жизнь научила нас очень сильно ценить тот простой факт, что никто из заинтересованных лиц не подстраивает результаты тендеров, судебных решений, политических выборов или вот хотя бы выборов попсовых. Нам кажется, что так не бывает, хотя, вообще говоря, это нормально. Но мы живем в России, где за честность имеет смысл поклониться в ноги. Хотя канал получил бы немало дивидендов от попадания Панайотова в Осло. Как прямых, так и косвенных. Да и несколько прочих финалистов протежировались влиятельными в шоу-бизнесе людьми: например, Елена Есенина является новой артисткой продюсера Иосифа Пригожина, а итальянец Антонелло Кароцца, занявший второе место на последнем конкурсе «Новая волна» в Юрмале, явно не обошелся без высокой оценки идеолога латвийского конкурса и члена жюри российского «Евровидения» Игоря Крутого (при подведении итогов учитывались не только «народные смски», но и мнение профессионального жюри). Как и в прошлые годы, у всех тут были свои интересы, но всем дали понять, что эти интересы – вторичны.

Больше всего оваций получила в финале группа «Бурановские бабушки». Старушки из Малопургинского района Удмуртии вышли на сцену в лаптях и национальных костюмах и спели одну из народных песен. Впрочем, не нужно думать, что бабушек нашли случайно именно при отборе на «Евровидение». «Новые Известия» писали о коллективе еще в 2008 году, когда их заметили в родной республике и стали приглашать на разные мероприятия в соседние города. Дивное зрелище: сельские бабули в лаптях исполняют на удмуртском языке песни Цоя, Шевчука и Земфиры. Аналогичные коллективы нашлись и в других регионах: к примеру, на пермском фестивале «Камwа» ежегодно выступает группа «Кукушка» из одноименной деревни Коми-Пермяцкого округа. Все бабушки из подобных групп – самые настоящие и превращаются в артистов только тогда, когда их вывозят из родных сел. А когда не вывозят – занимаются хозяйством и растят внуков. Так что шанс встряхнуть «Евровидение» настоящей экзотикой из глубинки у нас еще будет. Сомневаться, что такие коллективы займут самые высокие места, не приходится – именно этого ждет от нас Европа, а вовсе не жалких попыток «попасть в формат», чего, кстати, в национальном финале хватало с избытком.

Вообще, российский отборочный тур напоминал борьбу искренности с гламуром. Добрая половина артистов (очевидно, не без участия продюсеров) пыталась показать некую среднестатистическую европейскую поп-песню «с конвейера». Тот же Панайотов, предварительно сделавший себе модную прическу и посетивший солярий, напоминал в музыкальном плане сразу Сакиса Руваса, Мадонну и Бритни Спирс. Участница Юлика – очевидно, намного более богатенькая, чем «Бурановские бабушки», – спела довольно примитивную, хотя и привязывающуюся песенку о том, как «накрыла любовь и летят эсэмэски» в стиле «маааасковской» попсы. Остальные «поп-форматные» артисты были и вовсе скучны и, кроме зевоты, ничего не вызывали. Очень полезно, что, хотя и с запозданием, нашей шоу-индустрии дали понять, что просто быть модным – уже не модно.

Опубликовано в номере «НИ» от 10 марта 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: