Главная / Газета 3 Марта 2010 г. 00:00 / Культура

«Кто не тревожится, тот в театр не ходит»

Режиссер Адольф Шапиро:

ВИКТОР БОРЗЕНКО

Лучшим спектаклем минувшего сезона признаны «Дети солнца», поставленные на сцене Малого театра. Таков главный итог ежегодной церемонии «Гвоздь сезона», учрежденной Союзом театральных деятелей. Постановщиком спектакля стал Адольф ШАПИРО – один из художественных руководителей Самарского ТЮЗа, режиссер Петербургского ТЮЗа имени Брянцева, автор спектаклей в российской столице и за рубежом. После окончания церемонии режиссер рассказал «Новым Известиям» о том, как шла работа над непростой постановкой.

shadow
– Адольф Яковлевич, вы лауреат множества театральных наград и теперь получили еще одну. А как режиссер, вы зависите от оценок окружающего мира?

– Только одну ночь. Если вечером читаю рецензию, которая мне не нравится и она меня озлобляет, то мне нужно лечь спать, а утром я иду на репетицию и обо всем забываю. Хорошая рецензия держится дольше и больше помогает в работе. А что касается «Гвоздя сезона», то для меня эта премия – признание коллег, потому что они цеховые люди, которые досконально знают твое творчество и которых не обманешь.

– А разве в театре вообще обман возможен?

– Ну, почему же, зрителя можно иногда обмануть… Хотя зрители всегда разные, и никогда не угадаешь, какой будет реакция зала: есть зрители требовательные и нетребовательные. Иной раз в репертуаре долго держатся совсем слабенькие спектакли, потому что они делают кассу. А цеховые коллеги руководствуются все же иными ценностями, и поэтому их выбор, их награда для меня – самое дорогое.

– Принято считать, что Малый театр весьма консервативен. А как вам работалось с артистами?

– Очень легко, ведь там собралась удивительная компания, открытая к смелым режиссерским трактовкам. Очень подвижные артисты, обладающие хорошей техникой, не сытые в душевном плане. Объяснить это просто: они люди художественные, а значит, постоянно находятся в поиске. Я думаю, что именно это и определяет атмосферу Малого театра.

– Почему для постановки вы взяли пьесу Горького, ведь сегодня его ставят нечасто?

– Ответ прост: мне «Дети солнца» показались актуальными нынешним дням. В пьесе есть та тревога, которая очень многим нужна. Этот спектакль не об истории, я ставил его для тех, кто тревожится и задается вопросом, что же будет завтра. Для меня эта публика самая ценная, ведь кто не тревожится, тот в театр не ходит.

– В таком случае, что лично вас тревожит?

– Мне кажется, сейчас в нашем обществе накапливается большая энергия лжи, ненавистничества. Из истории мы знаем, что порой такая энергия выплескивается через революции и акции протеста. А для того чтобы этого не произошло, надо тревожиться уже сейчас. Я дежурных спектаклей стараюсь не ставить. Но поскольку «Детей солнца» многие видели на премьере, то сейчас хочу заявить: спектакль со временем стал гораздо лучше, глубже и внятнее, чем был на премьере. Хотя для меня успех спектакля не только в зрительских оценках. Значительно интересней, когда он становится маленькой частью биографии артистов и всех, кто над ним работал.

Опубликовано в номере «НИ» от 3 марта 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: