Главная / Газета 3 Марта 2010 г. 00:00 / Культура

Космическое ретро

В Москве посмотрели на нашу историю глазами итальянских режиссеров

ОКСАНА ГАВРЮШЕНКО

В кинотеатре «Художественный» в течение пяти вечеров проходил фестиваль итальянского кино «Венеция – Москва». Вниманию зрителей были предложены фильмы с 66-й Мостры (второе название Венецианского кинофестиваля), прошедшей в сентябре 2009 года. Причем фестивальная программа обнаружила любопытную тенденцию: почти все представленные картины обращены в прошлое и непременно связаны с русской культурой либо российско-итальянской историей.

Концептуально, что и открывался мини-фестиваль в Москве той же «Баарией», что открывала последний Венецианский кинофестиваль, а итальянская картина не открывала киносмотр в Венеции уже двадцать лет. «Баария» (искаженное «Багерия», рабочий пригород Палермо, где родился режиссер фильма Джузеппе Торнаторе) – эпическая сага из жизни нескольких поколений одной семьи, от времен культа личности Муссолини до ветров сексуальной революции. Настоящее полотно так называемого «большого стиля» обошлось итальянцам в 28 млн. евро, а финансированием занимался лично Берлускони. Под музыку Эннио Морриконе разворачивается история простых сицилийцев, которых не сломили ни фашистский режим, ни последующие разочарования в коммунистическом движении. В шорт-лист на «Оскар» (в номинации «Лучший иностранный фильм») картина Торнаторе не вошла: мысли итальянцев о своем «ударном» произведении не произвели впечатления на киноакадемиков. Такова, в общем, судьба многих национальных блокбастеров со статусом.

Хороши молодые актеры, чью игру оттеняют маститые Моника Белуччи и Микеле Плачидо в эпизодических ролях. Роль последнего в титрах обозначена скромно – «коммунист». Иными словами, он играет Пальмиро Тольятти.

«Великая мечта» самого Микеле Плачидо (его восьмой фильм как режиссера) в прологе скорбит о гибели Че Гевары и окунает нас в студенческие волнения 1968 года. Самая популярная фраза картины: «Мы печатаем листовки». Любовь случается на фоне разгона демонстрации, митинги и шествия сняты главным образом в рапиде. «Я был в России, но там нет коммунизма, там всем заправляет КГБ», – говорит один из героев «Великой мечты». А главный персонаж фильма под влиянием любви к юной революционерке проходит путь осознания себя не только как осведомителя в полиции. Примечательный факт: эта история основана на биографическом опыте Микеле Плачидо. Бравый «комиссар Каттани», как известно, начинал в полиции, а позже приехал учиться в Рим, чтобы воплотить мечту и стать актером.

Иронический камертон фестивалю дала «Космонавтка» Сюзанны Никкьярелли (это ее полнометражный дебют), что и было отмечено в Венеции наградой Laterna Magica Prize. 1957 год, затем 1961-й, знаковые вехи освоения космоса, которым болеют подростки. Главная героиня Лучана (отличный дебют юной Марианны Рашчиллы) и ее брат Артуро. Они следят за космической «гонкой», не пропускают ни одной новости об успехах советских космонавтов. Местное отделение компартии рядом, а молодой лидер группы не воспринимает Лучану всерьез… «Космонавтка», эта драма взросления, снята с теплой, ностальгической нотой, без лишнего пафоса. А гимн СССР на вступительных титрах лишь обостряет ощущение старого фотоальбома, к которому без нежности относиться нельзя. Режиссер рассказала, что идея фильма пришла к ней в питерском музее космонавтики, где Сюзанна Никкьярелли увидела номер газеты итальянских коммунистов, в котором сообщалось о запуске советского спутника.

Еще более «советским» выглядит 7-минутный анимационный фильм той же Сюзанны, который следует смотреть в дуплете с «Космонавткой». «Спутник 5», сделанный в пластилиновой технике и стилизованный под старое время, – тоже своего рода гимн космосу. На борту ракеты поднимаются в этот раз Белка, Стрелка и товарищ Павел, а также группа подопытных крыс, сидящих в клетке. Под вальс Штрауса звучит убийственная фраза: «Советские крысы будут ходить по Луне!» Юмористический мультик от итальянки зрители восприняли на ура.

В программе фестиваля были и совершенно другие по интонации работы, фильмы «духовного поиска», как «Розовая пустыня» Элизабетты Сгарби (по сути, фотофильм о чередовании времен года с текстом Александра Сокурова) и нашумевшая уже лента «Читаем Блокадную книгу», сделанная Сокуровым на региональном телеканале. В Венеции в сентябре эти две картины объединили в одном показе, и у нас они стоят особняком.

Единственная картина о нынешних днях – мистическая, запутанная драма «Двойное время» – построена на игре с цифрами. Двойное время – 20.20. Ксения Раппопорт вновь после «Незнакомки» играет горничную, на этот раз из Словении. Режиссер Джузеппе Капотонди написал эту роль специально под нее, и за эту работу актриса в Венеции, где она уже своя, была удостоена Кубка Вольпи. Раппопорт – значительная актриса, и на нее всегда интересно смотреть, даже не в самой сильной картине.

Презентация итальянских фильмов из программы Венецианского фестиваля в целом прошла успешно и, как надеются организаторы, может стать ежегодной встречей.

Опубликовано в номере «НИ» от 3 марта 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: