Главная / Газета 18 Февраля 2010 г. 00:00 / Культура

Вой на острове

Фильмы конкурсной программы Берлинале пока навевают скуку

ЕВГЕНИЯ ТИРДАТОВА, Берлин

Берлинский международный кинофестиваль приближается к финалу. От 60-го Берлинале ожидали многого. Ожидания, к сожалению, пока не оправдываются. Юбилейный фестиваль (в первую очередь имеется в виду конкурсная программа) сенсаций не приносит. Трудно винить в этом берлинских отборщиков: шедевры сегодня встречаются все реже и реже. Из того, что уже показано, вспомнить особенно нечего, и рассчитывать на какие-то откровения уже не приходится.

Шансы Алексея Попогребского получить главный приз возросли.<br>КАДР ИЗ ФИЛЬМА «КАК Я ПРОВЕЛ ЭТИМ ЛЕТОМ»
Шансы Алексея Попогребского получить главный приз возросли.
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «КАК Я ПРОВЕЛ ЭТИМ ЛЕТОМ»
shadow
Конечно, уровень режиссуры Мартина Скорсезе («Остров проклятых») все равно очень высок. Но, во-первых, картина не участвует в конкурсе, а во-вторых, недостатки сценария слишком очевидны, чтобы высоко оценивать фильм.

К заболтанным, анемичным «Гринбергу» Ноа Баумбаха и «Вою» Роберта Эпштейна и Джеффри Фридмана прибавилась картина Николь Холофсенер «Дайте, пожалуйста». Эта история о каждодневной борьбе простых людей за выживание в сегодняшнем мире, местами смешная, – повеселее вышеупомянутых. Но и она тоже, в общем, пустоватая.

Сюрпризов ждали в основном из Азии. Чжан Имоу («Женщина, пушка и лапша») навешал всем на уши свою лапшу в неловкой попытке сваять китайскую «конфетку». Фильм открытия – «Вместе порознь» Ван Чуананя – мил, трогателен, но не более того. Японская «Гусеница» Кодзи Вакамацу – о ветеране, который возвращается с китайско-японской войны в 1940 году в прямом смысле слова обрубком, – прямолинейна в своем антивоенном пафосе. Главное достоинство картины в том, что снята она за 12 (!) дней и смонтирована за 13 (!) часов.

Если «Мед» Семиха Капланоглу – это лучшее из того, что есть в турецком кино (а в Берлин, надо думать, попало лучшее, если только что-то не припрятывается для Канн), то говорить о «турецком чуде», о мощной турецкой «новой волне», по поводу которой критики уже подняли истерику, очевидно, преждевременно. Ориентальная история с персонажами и ситуациями, проигранными уже десятки раз для привлечения внимания западных фестивалей. Шестилетний мальчик, взрослый (дедушка или папа, здесь папа), нищета, природа, медитативность – настолько не новы, что рассказывать здесь особенно нечего. Разве лишь о том, что папа – пчеловод и эпилептик. Такого, правда, еще не было.

Иностранная критика, ставящая отметки (звездочки) фильмам конкурса в фестивальном издании «Скрин интернэшнл», выделяет румынскую дебютную картину Флорина Сербана «Если бы я хотел свистеть, я бы свистел». Отдавая дань уважения былым заслугам и сединам Романа Полански и сочувствуя его положению подследственного, критики дают ему почти столько же очков за фильм «Писатель-призрак», что и румыну, – а этого лента явно не заслуживает.

К сожалению, по большей части конкурс Берлина состоит из каких-то необязательных фильмов. Смотришь и думаешь, зачем режиссер его вообще снимал – ему скучно, нам скучно.

...В Берлине – накануне показа фильма «Как я провел этим летом» – обнаружились русские конкурсанты. Режиссер Алексей Попогребский и продюсер Роман Борисевич посетили традиционный русский прием, который в этом году был устроен в честь 20-го юбилейного сочинского кинофестиваля «Кинотавр» – в ресторане «Малатеста» на Шарлоттенштрассе и собрал всех своих. Здесь обнимались россиянин Попогребский с литовцем Шарунасом Бартасом, латышом Юрисом Пошкусом и проживающими в Германии украинцем Сергеем Лозницей и таджиком Бахтиером Худойназаровым.

Между тем шансы Попогребского на победу продолжают расти (на сегодня их можно оценить как один к двум). Конечно, никогда не знаешь, что там на уме у жюри – в этом году его возглавляет один из лидеров немецкой «новой волны» Вернер Херцог.

Кинорынок к середине фестиваля оживился – то ли холода спали, то ли деньги с неба свалились. Министерство культуры РФ на Форуме копродукций устроило русский ланч, где бодро заявило о том, что реорганизация финансирования кинопроизводства близится к концу, а там, глядишь, и светлое будущее для нашего кино наступит.

Между тем на фестивале ползут слухи о том, что встретились Мартин Скорсезе и Ларс фон Триер: Триер, мол, уговаривает Скорсезе сделать ремейк «Таксиста». Другой слух: давно вынашиваемый американской студией Seven Arts проект «Зимняя королева» по Борису Акунину, похоже, скоро запустят. Первоначально планировалось, что режиссером будет Пол Верхувен, сейчас подтверждается, что картину будет снимать Федор Бондарчук. Съемки пройдут в Петербурге и в Будапеште.

Опубликовано в номере «НИ» от 18 февраля 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: