Главная / Газета 28 Января 2010 г. 00:00 / Культура

Признание в любви

Чеховские торжества в столице начались с вечера в МХТ

ОЛЬГА ЕГОШИНА

Мхатовский вечер «Наш Чехов», состоявшийся во вторник и посвященный 150-летнему юбилею со дня рождения драматурга, начался с объявления о присутствии в зале супруги президента России Светланы Медведевой. Вышедший вслед за тем министр культуры Александр Авдеев зачитал приветствие председателя правительства России Владимира Путина. А сменивший его на сцене художественный руководитель МХТ Олег Табаков объяснил, что Чехов не любил официоза и пафоса, поэтому жанр нынешнего вечера – «признание в любви».

Олег Табаков напомнил, что Чехов не любил официоза и пафоса.<br>Фото: AP
Олег Табаков напомнил, что Чехов не любил официоза и пафоса.
Фото: AP
shadow
Сквозной темой вечера стал роман Художественного театра и его Автора. В основе сценария – письма, воспоминания и документы мхатовского периода жизни драматурга. Ведущие актеры труппы – Дарья Юрская, Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Анатолий Белый, Дмитрий Назаров и приглашенная актриса МДТ Ксения Раппопорт заняли места за пюпитрами, чтобы в сопровождении живого оркестра воскресить давние строки переписки Чехова с Немировичем-Данченко, Станиславским, Горьким, Марией Чеховой, Ольгой Книппер-Чеховой. Бытовые мелочи в этих документах эпохи сплавлены с пластом размышлений, великие события вдруг предстают в неожиданном ракурсе, увиденные острым взглядом писателя-сатирика. Скажем, рассказ о триумфальной премьере в МХТ накладывается на шутливые жалобы драматурга, который прозяб бегать всю ночь и отвечать на звонки приветственных телеграмм. Актеры-чтецы не пытаются «сыграть» своих героев, но умеют интонацией, неожиданной паузой, вздохом передать дополнительные оттенки слов и фраз. «Твоя собака», – читает Ксения Раппопорт подпись Ольги Книппер в письме к Чехову, и едва слышная пауза перед «собака» вдруг передаст тоску женщины, привыкшей прятать боль за юмором.

Вечер «Наш Чехов» режиссер Евгений Писарев построил на документах начала века – воспоминаниях, размышлениях, сценках-показах мастеров нашего театра. На мхатовском заднике сменяют друг друга фотографии, фрагменты записей спектаклей и киноработ. А звезды нашей сцены вспоминают о своих встречах, о своих постановках, о своих ролях в чеховских пьесах. Марк Захаров размышлял о природе «Вишневого сада», который кажется ему в чем-то родственным Солярису, который изменял природу каждого с ним соприкоснувшегося человека. Алла Демидова вспоминала опыт работы Анатолия Эфроса над «Вишневым садом» на Таганке и монолог Лопахина – Высоцкого, вдруг смыкающийся своим отчаянием с его «Охотой на волков». Олег Басилашвили прочел монолог Андрея Прозорова и рассказал, как на репетиции в БДТ Георгий Товстоногов объяснял, что главная беда российских интеллигентов – в неспособности противостоять открытому хамству, напору, злу: «Сейчас я с каждым днем все больше убеждаюсь в правоте Георгия Александровича и Антона Павловича». Инна Чурикова сыграла кусок монолога Сарры из «Иванова». А Алиса Фрейндлих вышла на сцену Шарлоттой из «Вишневого сада».

Начавшись с премьеры «Чайки», главный театральный роман эпохи – роман Автора и его Театра – завершился юбилейным чествованием драматурга на премьере «Вишневого сада». А на юбилейном вечере в МХТ имени Чехова, очень точно выстроенном по ритму и по смыслу, возрастало ощущение присутствия при конце великой театральной эпохи, одним из самых ярких представителей и символов которой был Антон Павлович Чехов.

На гигантском экране плыли фотографии, в какой-то момент стало казаться, что «там» лиц куда больше, чем здесь. «Наш Чехов», мхатовский Чехов, Чехов, создавший великий театр ХХ века – уходил в прошлое и растворялся в нем. В конце концов, беспрецедентные юбилейные торжества этого года вполне можно рассматривать как своего рода прощание. Потому что ничего так пылко не любит и не ценит человек, как то, что он потерял.

Опубликовано в номере «НИ» от 28 января 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: