Главная / Газета 11 Января 2010 г. 00:00 / Культура

Ледниковый период на обитаемом острове

Для кинопрокатчиков минувший, «кризисный» год оказался прибыльным

ВИКТОР МАТИЗЕН

Как свидетельствуют итоги прошлого года, финансовый кризис только увеличил посещаемость российских кинотеатров. Публика еще охотнее, чем раньше, бежала от действительности в мир грез. А наибольшую прибыль отечественным производителям принесли непритязательные комедии из российской жизни.

По итогам кинопроката 2009 года сборы «Ледникового периода-3» опередили «Обитаемый остров».
По итогам кинопроката 2009 года сборы «Ледникового периода-3» опередили «Обитаемый остров».
shadow
Общие кассовые сборы за год выросли почти на 20% и превысили 24 млрд. рублей или, 0,8 млрд. долларов, так что до магического миллиарда «зеленых» осталось совсем немного. Правда, прирост произошел главным образом благодаря зарубежным фильмам. Сборы российских картин выросли всего на 6%, достигнув 5,6 млрд. рублей (менее 0,2 млрд. долларов), а в наступившем 2010 году, когда скажутся последствия прошлогоднего недофинансирования, грозят упасть. Соответственно уменьшилась доля отечественных фильмов в общей кассе, опустившись ниже 25%. Однако из-за абсолютного уменьшения числа вышедших на экраны российских картин (61 в 2009 году против 81 в 2008 году) увеличился средний сбор на одну ленту, превысивший 90 млн. рублей (3 млн. долларов).

Зарубежные фильмы заметно потеснили отечественные и в индивидуальной гонке. Лидером 2009 года среди иностранных фильмов оказался «Ледниковый период-3: Эра динозавров», собравший почти 1,4 млрд. руб. На втором месте – «2012» с результатом чуть больше миллиарда. Кроме того, в первую десятку лидеров проката попали серийные убийцы времени вроде «Гарри Поттера», «Трансформеров», «Форсажа», «Терминатора», «Пункта назначения» и «Сумерек», набравшие примерно по 0,5 млрд. рублей на брата. Но если учесть сборы первой декады января, всех обошел революционный в техническом отношении «Аватар» Джеймса Кэмерона, отбросивший на второе место прежнего абсолютного чемпиона России – «Иронию судьбы-2». У него на счету уже более полутора миллиардов рублей, а к концу проката набежит не менее двух.

Топ-десятка «крупносборных» российских лент выглядит так: «Обитаемый остров. Фильм первый» – 0,64 млрд. рублей, «Тарас Бульба» – 0,57, «Каникулы строгого режима» – 0,55, «Любовь-морковь-2» – 0,52, «Стиляги» – 0,49, «Самый лучший фильм-2» – 0,42, «Любовь в большом городе» – 0,33, «Книга мастеров» – 0,32, «Обитаемый остров. Фильм второй» – 0,2, «Царь» – 0,15.

shadow Стоит отметить, что три наиболее кассовых российских фильма вовсю использовали поддержку телеканалов: «Обитаемый остров» рекламировался каналом СТС, «Тарас Бульба» – ВГТРК, «Каникулы строгого режима» – Первым каналом. В результате 10 российских лидеров собрали 75% общей кассы всех отечественных картин, вышедших в прокат в 2009 году, что вдвое превышает долю первой десятки иностранных картин в валовом сборе иностранных фильмов.

Если составить общую десятку лидеров российского проката, в нее попадают 4 российских фильма, что немало, но в отличие от прошлых лет самый кассовый из них всего лишь на 4-м месте.

Оперируя цифрами кассовых сборов, следует иметь в виду, что самые кассовые фильмы – не всегда самые прибыльные для своих создателей. Чтобы российский фильм принес прибыль продюсерам в результате кинопроката, его сборы должны превысить бюджет (включая расходы на рекламу) более чем в 2,5 раза, поскольку половину сборов забирают кинотеатры, и еще 10–15 процентов – прокатные компании. Если пользоваться этим критерием, успешными на стадии кинопроката были всего 7 российских фильмов из 61 – «Любовь-морковь-2» (производственный бюджет 5,5 млн. долларов, сборы 17,5 млн.), «Каникулы строгого режима» (4,5 млн. – 14,9 млн.), «Книга мастеров» (4 млн. – 10,9 млн.), «Самый лучший фильм-2» (5 млн. – 12,5 млн.), «Лопухи» (1,6 млн. – 4,4 млн.), «Невеста любой ценой» (1,5 млн. – 4,3 млн.) и «Любовь в большом городе» (4 млн. – 9,4 млн.). А самыми неуспешными – два отечественных фильма: «Обитаемый остров», чьи сборы оказались даже меньше производственного бюджета, и «Тарас Бульба». Откуда можно сделать вывод, что отечественные «тяжеловесы», то есть сложнопостановочные картины с большими бюджетами, в отличие от многих американских убыточны, а наиболее выгодными в коммерческом плане являются дешевые во всех отношениях комедии.

Опубликовано в номере «НИ» от 11 января 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: