Главная / Газета 21 Декабря 2009 г. 00:00 / Культура

Не служебный роман

Гурченко, Рязанов и Гафт вспомнили Андрея Петрова

ОКСАНА ГАВРЮШЕНКО

Современным классиком композитор Андрей Петров стал еще при жизни. Его лиричная, наполненная романтикой и редкой сентиментальностью музыка – это и симфонические произведения, и народные хиты – из фильмов «Я шагаю по Москве», «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Осенний марафон», «О бедном гусаре замолвите слово…» и многие, многие другие. В родном его городе, Санкт-Петербурге, проходили III Всероссийский конкурс композиторов и фестиваль имени Андрея Петрова. География этого феста традиционно обширна – от Питера и Ленинградской области до Краснодарского края, от Карелии до Чувашии и Татарстана. Заключительный концерт состоялся в московском киноклубе «Эльдар».

Семейная атмосфера вечера привлекла многих наших кинозвезд. Снегопад и пробки на дорогах не помешали в конечном итоге собраться всем вместе, чтобы вспомнить одну из ключевых фигур отечественной киномузыки. В зале, кстати, находились коллеги Андрея Петрова, такие разные композиторы, как Евгений Дога, Владимир Дашкевич, Максим Дунаевский. На огонек заглянули режиссеры Петр Тодоровский и Вадим Абдрашитов.

Ведущий вечера Эльдар Александрович Рязанов справедливо заметил, что нет смысла перечислять многочисленные регалии ушедшего друга, на счету которого 74 фильма. Первая работа Андрея Петрова в кино относится к 1961 году, последняя – к 2005-му. В феврале 2006-го Андрей Павлович ушел…

Задорная, «прилипчивая» главная тема из «Я шагаю по Москве» в исполнении Аллы Сидоровой, солистки оркестра «Фонограф-Симфо-Джаз», открывала этот теплый вечер. Романс на стихи Марины Цветаевой «Всюду бегут дороги…» из телесериала «Петербургские тайны» многим памятен в исполнении Николая Караченцова (игравшего в «Тайнах» одну из главных ролей).

Эльдар Рязанов вносил юмористические ноты в ностальгический камертон вечера, рассказывая собравшимся, как он выдавал свои стихи то за строки Уильяма Блэйка, то за произведения Давида Самойлова, а Андрей Петров, якобы соглашаясь, писал музыку ко всем этим поэтическим строфам, ушедшим в народ. «Мое сотрудничество с Рязановым имеет форму рабства», – шутил Андрей Павлович, написавший музыку к 15 рязановским нетленкам. На экране прошли кадры, где Алиса Фрейндлих с Олегом Басилашвили поют на два голоса лирическую шутливую «Когда она любовь…».

Людмила Гурченко спела свою тему из «Вокзала для двоих» – «Живем мы что-то без азарта», на стихи любимого режиссера, разумеется. Проникновенное посвящение Андрею Петрову прочел Валентин Гафт, назвавший композитора «божьим человеком». «Сейчас вот слушаю, какая великая музыка! – сказал актер. – Как же мы не ценим тех, кто рядом, больше мертвых ценить умеем…»

Романсы сменялись маршами, мелодии окутывали зал, публика с первых нот узнавала любимые темы. Валентина Пономарева исполнила знаменитую песню «Эй, моряк!» из фильма «Человек-амфибия», которую в 1960-е распевала вся советская страна. Впору вспомнить, что пели как экзотику, как некий иностранный манок, не укладывающийся в сознание «гомосоветикус». А в кулуарах в те годы ходили слухи о первом композиторе, написавшем музыку для стриптиза, сцены, почти полностью вырезанной из фильма Чеботарева и Казанского.

Николай Фоменко, Зара, Леонид Серебренников, Методие Бужор (статью и манерой исполнения весьма напоминающий молодого Магомаева) тоже пели на вечере. И выше всяких похвал выступили внуки маэстро – Манана и Петр Гогитидзе. Вместе со своей бабушкой, Натальей Ефимовной Петровой, своим исполнительским мастерством, они подтверждают: самая счастливая участь композитора – если музыка его продолжает жить.

Опубликовано в номере «НИ» от 21 декабря 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: