Главная / Газета 16 Декабря 2009 г. 00:00 / Культура

Месть «Трансформеров»

Резкий рост кассовых сборов не помог американской киноиндустрии

СЕРГЕЙ ЛАВИНОВ

За две недели до Нового года Голливуд побил рекорд по кассовым сборам. По состоянию на 14 декабря американцы потратили на билеты в кино в этом году 10 млрд. долларов. Для сравнения: в рекордном 2007 году кассовые сборы составили 9,68 млрд. Несмотря на то что 10-миллиардный рубеж будет преодолен с сильным «запасом» за счет ажиотажной рождественской недели, настроение на Фабрике грез царит далеко не праздничное: студии продолжают разоряться.

«Трансформеры» стали абсолютным лидером проката в США.
«Трансформеры» стали абсолютным лидером проката в США.
shadow
На оставшиеся до конца года дни намечены долгожданная премьера камероновского «Аватара» и еще нескольких потенциальных рождественских блокбастеров, среди которых выделяется очередная версия приключений Шерлока Холмса. Это обстоятельство, по мнению Пола Дергарабедяна, аналитика кассовых сборов интернет-сайта Hollywood.com, позволит к концу года довести кассовые сборы до 10,6 млрд. долларов.

«С многочисленными блокбастерами, премьеры которых ожидаются в оставшиеся до конца года дни, мы впервые в истории кинематографа преодолеем очень важный как в психологическом, так и во всех остальных отношениях рубеж в 10 млрд. долларов», – сообщил мистер Даргарабедян корреспонденту газеты Daily Telegraph.

Еще летом, когда стало ясно, что народ стал ходить в кино чаще, чем до кризиса, специалисты обратили внимание на парадоксальную вещь. С одной стороны, кассовые сборы стремительно растут. С другой – финансовое положение киностудий с такой же скоростью ухудшается. Объяснение у этого странного, на первый взгляд, факта простое. Все дело в том, что кассовые сборы достаются не киностудиям, снявшим тот или иной блокбастер, а компаниям-прокатчикам и дистрибьюторам.

Золотой век Голливуда пришелся на конец периода немого кино (вторая половина 20-х годов XX века) и продлился до конца 1950-х. Голливудские киностудии сняли тогда тысячи картин в традиционных жанрах вестерна, комедии, мюзикла, мультфильма и фильма-биографии. Они показывали их в собственных кинотеатрах, которыми к тому времени обзавелись. К началу 1930-х все американские кинотеатры были поделены между «большой пятеркой»: MGM, Paramount Pictures, RKO, Warner Bros. и Twentieth Century Fox.

Увы, золотой век Голливуда оказался недолгим. Процветанию Фабрики грез положили конец федеральный антитрестовский закон, заставивший киностудии разделить производство фильмов и их прокат («большая пятерка» избавилась от кинотеатров уже к 1950 году), и появление телевидения, уничтожившего гегемонию кино в досуге и развлечениях американцев.

И все же рекордные кассовые сборы не могут не радовать кинематографистов. Они как минимум означают, что кино не только живо, но и пользуется у населения еще большей популярностью, чем раньше.

Интересно, что львиную долю кассовых сборов принесли по большей части вовсе не те фильмы, которым кинокритики и специалисты отводили роль блокбастеров. За две недели до конца года по кассовым сборам с большим перевесом лидируют «Трансформеры: месть падших», собравшие в кассах больше 402 млн. долларов. Внушительные 25% им уступает очередная история о приключениях Гарри Поттера и его друзей. Чтобы посмотреть «Гарри Поттера и Принца-полукровку», любители кино заплатили 302 млн. долларов. На третьем месте совсем немного отстающая от «Принца-полукровки» комедия «Вверх», собравшая 293 млн. долларов.

В первой десятке самых кассовых фильмов года также «Мальчишник в Вегасе» (277 млн. дол.), «Звездный путь» (258), «Сумерки. Сага. Новолуние» (258), «Монстры против пришельцев» (198), «Ледниковый период 3: Эра динозавров» (197), «Люди Икс: Начало. Росомаха» (180) и «Ночь в музее 2» (177).

Все самые кассовые фильмы объединяет еще одна отличительная черта – в них нет суперзвезд, и это еще один фактор, который вносит сумятицу во внутриголливудскую атмосферу. Налицо охлаждение к кинозвездам первой величины, которые раньше могли одним своим появлением сделать даже плохонький фильм блокбастером. Сейчас картину в Голливуде делают совсем другие актеры и актрисы. Что же касается суперзвезд, то фильмы с Эдди Мэрфи, Уиллом Феррелом, Джеком Блэком, Брюсом Уиллисом, Дженнифер Энистон, Джерардом Батлером, Адамом Сэндлером и другими знаменитостями провалились. Не оправдала надежд продюсеров даже такая убойная парочка, как Джон Траволта и Дензел Вашингтон. «Опасные пассажиры поезда 123», где они сыграли главные роли, вопреки прогнозам, в список самых кассовых фильмов не попали.

Опубликовано в номере «НИ» от 16 декабря 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: