Главная / Газета 2 Декабря 2009 г. 00:00 / Культура

Очистительное пьянство

Немецкий режиссер Михаэль Тальхаймер в корне изменил смысл известной комедии Брехта

ОЛЬГА ЕГОШИНА, Берлин

В одном из старейших театров Берлина – «Дойчес театре» – состоялась премьера комедии Бертольта Брехта «Господин Пунтилла и его слуга Матти» в постановке Михаэля Тальхаймера. Спектакли главного режиссера «Дойчес театра» – нередкие гости обеих российских столиц, а его «Эмилия Галотти» по пьесе Лессинга даже получила «Золотую маску» как лучший зарубежный спектакль, показанный в России. Обратившись к тексту немецкого классика, Тальхаймер решительно переосмыслил акценты пьесы и переписал финал.

В «Дойчес театре» героя Брехта алкоголизм довел до инфаркта.
В «Дойчес театре» героя Брехта алкоголизм довел до инфаркта.
shadow
Став в 2001 году главным режиссером берлинского «Дойчес театра», Михаэль Тальхаймер взял курс на классику. В репертуаре Лессинг, Чехов, Гауптман, Софокл. Однако любовь к классике у Тальхаймера лишена сентиментальности. Скорее это любовь столяра, который предпочитает качественную древесину, при том что и дуб, и кедр, и черное дерево режет на вполне одинаковые бруски. Из хитросплетений классических сюжетов немецкий режиссер высекает ладные двухчасовые постановки, безжалостно жертвуя подробностями и спрямляя слишком извилистые разветвления чувств и связей. Он не любит многофигурные сценические композиции, да и вообще не слишком любит передвижения актеров по сцене, предпочитая расставлять их в линейку на авансцене, чтобы все реплики обращались непосредственно в зрительный зал.

Принцип «поменьше излишеств» иногда оказывается слишком жестким, и тогда, к примеру, сценический вариант «Трех сестер» напоминает невнятный дайджест для школьников. Но в подходе к комедии Бертольта Брехта «Господин Пунтилла и его слуга Матти» универсальный ключ режиссера оказывается вполне пригодным.

В этой почти не ставящейся у нас комедии немецкого классика главный герой, богатый финский землевладелец Пунтилла, в пьяном виде становится похож на нормального человека: заботится о бедных, уважает храбрость, ум, веселость. Пьяным он ведет задушевные беседы со своим шофером Матти, выгоняет из дому великосветского жениха своей дочери (справедливо обозвав его «говнюком»), добр к своим служащим и готов жениться на каждой смазливой бабенке. Трезвея, он становится скупым, трусливым, безжалостным и противным. Бертольт Брехт по своему обыкновению переворачивает привычные штампы нашего восприятия: только порок пьянства и придает герою человеческие черты. А как только винные пары улетучиваются, Пунтилла немедленно теряет свое человекоподобие.

Главную роль в спектакле Тальхаймера играет премьер «Дойчес театра» Норманн Хакер. Его Пунтилла – мужчина в полном расцвете сил. Крепыш и здоровяк с только намечающимся пивным брюхом куролесит не столько с удовольствием, сколько в злобном азарте: я не так еще могу! Норманн Хакер с явным удовольствием и артистизмом прочерчивает меняющуюся каждую секунду амплитуду состояний своего героя: от блаженного самоупоения до злобной недоверчивости ко всему миру, от мужского победительного куража до старческого брюзжания. Практически не сходя с места, Хакер умеет одной мимикой и интонацией передать всю гамму чувств, обуревающих Пунтиллу, вдруг заставшего шофера со своей дочерью в неглиже. У Брехта, когда дочь просит Матти помочь ей избавиться от ненавистного жениха, тот советует ей немного расстегнуть кофточку, и кладет руку ей на плечо. В спектакле Тальхаймера Матти обнажает девушку по пояс, сам остается в чем мать родила, а потом нахально объясняет ее отцу и ее жениху, что они тут загорают.

Матти в спектакле приобрел отчетливо выраженный южный акцент (проблема турок-мигрантов – один из наиболее острых вопросов сегодняшней Германии), но потерял всю интеллектуальную привлекательность героя пьесы. Философская невозмутимость сменилась непрошибаемой тупоголовостью. А насмешливость превратилась в жестокость.

У Брехта сценка испытания, в которой Матти пытался показать хозяйской дочке все ожидающие ее трудности, если она выйдет за него замуж, написана откровенно пародийно-шутливо. Он объясняет ей трудности сельской жизни: и скудный рацион, состоящий из селедки, и необходимость шить, стирать, заниматься тяжелой домашней работой. Показывает, что напрасно ожидать от намаявшегося за день мужа манер галантного кавалера. В спектакле Матти откровенно издевается и над дебелой девушкой, вдруг влюбившейся в его мужские стати, и над ее изрядно выпившим и потому совершенно размякшим отцом.

У Брехта водитель смотрел свысока на своего хозяина, поскольку знал цену его пьяному добродушию. У Тальхаймера слуга относится к жизни еще циничнее, чем его хозяин. Пунтилла способен на душевные порывы, хотя бы в пьяном виде. У Матти они отсутствуют от природы. Тальхаймер меняет финал классической комедии. Устроив с хозяином пьяный дебош, его герой уходил из поместья, чтобы не видеть утром, как протрезвевший хозяин снова теряет человеческий облик. У Тальхаймера сердце господина Пунтиллы не выдерживает очередного прыжка с пьяных высот в болото трезвости. Страдающий пьяными завихрениями Пунтилла умирает от сердечного приступа. И хозяином поместья остается Матти.

Опубликовано в номере «НИ» от 2 декабря 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: