Главная / Москва / 12 Ноября 2009 г.

Клоуны остались

Питерские «Лицедеи» насмешили москвичей

ЕЛЕНА РЫЖОВА

По гастрольному графику питерского клоун-мим-театра «Лицедеи» впору изучать географию: артисты успели насмешить Америку, Великобританию, Францию, Израиль, Японию и еще полмира. На минувшей неделе «Лицедеи» снова выступали в Москве, показав на сцене столичного театра «Эрмитаж» серию абсурдистских спектаклей «Семьянюки». Инфантильный папа, хронически беременная мама и четыре непоседливых отпрыска комическими примерами из своей повседневной жизни показали московской публике все «прелести» семейной жизни.

На протяжении почти дух часов, что продолжается спектакль, публика с замиранием сердца ожидала, что же в очередной раз выкинут «Лицедеи» – то ли разбрызгают по зрительному залу воду из тазика с бельем, то ли запустят кучу парашютообразных лифчиков. «Семьянюки» не ограничиваются в своих отношениях со зрителями прохладным душем, от которого восторженно пищали дети, и применили тяжелую артиллерию, а именно – подушки, которыми изо всех сил колотили зрителей. Впрочем, зрители платили им той же монетой: не желая подставлять другую щеку, отбирали подушки и дрались в ответ. Активное взаимодействие артистов с публикой на протяжении всего спектакля принесло свои плоды – дети, а также их родители аплодировали, не желая отпускать со сцены безумную семейку.

Суть спектакля заключается в следующем. Дружные «Семьянюки» живут под одной дырявой крышей. В их доме царит жуткий беспорядок, то и дело что-то взрывается, грохочет и разваливается. В их уютном логове есть все, ну или почти все: старое радио, которое включается само по себе и проигрывает французский шансон 50-х годов; коллекция оторванных кукольных голов, которую любовно собирает «младшенькая» и прячет в обшарпанном пианино; а также всевозможный хлам – стулья и столы, рюмки и стаканы всех размеров и форм и даже противогаз, так, на всякий случай. Короче, мечта сюрреалиста. А члены этой семейки Адамс (как «Семьянюков» уже успели окрестить за рубежом) один другого краше. Сомнамбуличная дочка с всклокоченными волосами а-ля 220 вольт. Ее сестричка – отличница с крысиными косичками, порывающаяся стащить у отца единственную имеющуюся в доме книгу. Их братец – будущий гений математики и даже, возможно, будущая звезда консерваторий. И, наконец, малышка, не отстающая, а иногда превосходящая в проделках своих старших родственников. Вся эта банда ни на минуту не дает расслабиться зрителям и превращает жизнь родителей в ад. Единственное отдохновение для отца – выпивка – превращается в опасный и изощренный цирковой номер: будучи простреленным лыжной палкой, он показывает чудеса изворотливости и таки умудряется выпить пару рюмочек и даже закусить свежим огурцом. Беременная пятым разбойником мамаша то и дело флиртует с незнакомцами из зала и пытается помирить неугомонную ораву с нетрезвым отцом, который раза три уходил из дома не в силах терпеть выходки одержимых пакостями детей. Впрочем, дальше пятого ряда партера горе-папаше уйти не удается – ему вслед смотрят пять пар глаз, беззвучно умоляя остаться.

Лет шесть назад спектакль «Семьянюки» задумывался группой студентов – выпускников ленинградского «Лицедеи-лицея» как дипломная работа. Питерские театральные светила настолько прониклись творчеством молодых дарований, что, в частности, режиссер Театра комедии Татьяна Казакова сказала, что любой актер из этой труппы может стать частью коллектива ее театра. Сырой, казалось бы, материал сделали настолько завершенным и совершенным, что к 59-му театральному фестивалю в Авиньоне он был выдержан, как хорошее французское вино, и мгновенно расположил к себе искушенную европейскую публику.

«Лицедеи» – единственный на сегодняшний день в России театр клоунады. Годом основания принято считать 1968-й, когда Вячеслав Полунин пришел в студию пантомимы Рудольфа Славского при ДК имени Ленсовета. Спустя десять лет театр получил официальный статус и известное теперь на весь мир название – «Лицедеи», прочно закрепившееся за ним после одноименного спектакля в Ленконцерте. Однако нынешние «Лицедеи» не любят, когда их имя связывают с отцом-основателем нового театрального стиля на стыке клоунады, эстрады и трагифарса Вячеславом Полуниным, – у нового поколения актеров нет точек соприкосновения с клоуном вся Руси Полуниным. Между тем молодая когорта клоунов и мимов своим спектаклем «Семьянюки» с искрометным юмором и бушующими на сцене и в зале эмоциями показала отличный образец своего непростого искусства.

Опубликовано в номере «НИ» от 12 ноября 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: