Главная / Газета 10 Ноября 2009 г. 00:00 / Культура

«Перед тем как войти в кадр, я прыгаю»

Актеры поделились со студентами ВГИКа секретами мастерства

ОЛЬГА ВЫТНОВА

В минувшую субботу в столичном Доме кино завершился 29-й Международный фестиваль ВГИК. В программе были представлены работы 35 киношкол из 26 стран мира. Показы конкурсной программы шли в шести кинотеатрах Москвы, однако основной площадкой фестиваля стало само здание ВГИКа. Своим опытом со студентами в неформальной обстановке поделились профессионалы Владимир Вдовиченков, Ингеборга Дапкунайте, Петр Буслов.

В актовом зале киноуниверситета было тесно: зрители сидели на подоконниках, на полу, в проходах, стояли у стен, а иногда забирались на сцену и ложились прямо под киноэкран. Аудитория собралась заинтересованная (в основном, конечно, студенты) и на творческие удачи и промахи реагировала гораздо более эмоционально, чем обычные зрители в кинотеатрах. Затянутые сцены сопровождались издевательскими смешками, слабые работы освистывались, при появлении в кадре молодой актрисы в неудачном ракурсе по залу возмущенно шелестело: «Какая страшная!» Зато для хороших фильмов не жалели горячих аплодисментов, кричали «браво!», плакали и вздыхали всем залом. В общем, интерес к фестивалю и представленным на нем работам был огромным.

Учебные фильмы по большей части изобиловали ошибками и огрехами, в меньшей степени сопровождались творческим полетом, который, вообще говоря, присущ молодому поколению. Попытки сравнить работы российских студентов и их западных коллег тоже ни к чему не привели: в один день явное преимущество было у вгиковцев, в другой – уже у иностранных студентов. Впрочем, довольно четко вырисовывается главное: похоже, в будущем у российского кино будет свой неповторимый почерк, какой сейчас есть у голливудской продукции, индийских или, скажем, китайских фильмов. Многие короткометражки, сделанные студентами России и Украины, легко опознать, даже не зная языка. Они напоминают «среднестатистическое» отечественное кино (прежде всего фестивальное), насыщенное одновременно жестокостью, сильным духом и любовью.

Не менее полезными стали для студентов мастер-классы. Приглашенные звезды делились с юными коллегами секретами мастерства, рассказывали курьезные случаи из своей жизни и отвечали на не всегда удобные вопросы, которыми их забрасывали учащиеся.

Владимир Вдовиченков много рассказывал о своей недавней работе – съемках фильма «Тарас Бульба», в котором, как известно, его героя стараниями Николая Гоголя и режиссера Бортко в итоге казнили. «Вот представьте, – сетовал Вдовиченков юному поколению, – вы еще не видели ничего, ничего про этот фильм не поняли, может, даже и сценарий толком не читали, а уже надо играть драматический финал (сцена казни снималась в самом начале. – «НИ»)».

Крайне важно, по словам Владимира Вдовиченкова, вовремя худеть и толстеть. «Мой герой, он ведь до этого шесть месяцев провел в тюрьме! И на сцену казни он выходит голым по пояс. Значит, если я буду не готов, если сниму рубашку, а там окажутся бока, будто герой не в тюрьме сидел, а отъедался на продовольственной базе – то так снимать будет нельзя. Ну найдут мне какую-нибудь жилеточку, чтобы бока эти прикрыть, но это будет уже не то. А хочется, чтобы было ах, – в красках рассказывал актер. – Поэтому будьте готовы, если от вас этого требует роль, физически меняться. Мне для этой роли пришлось похудеть, потом поправиться, измениться. Немного, не так, как героическому Де Ниро на двадцать килограммов. Но и к этому надо быть готовым».

«И все же главный совет, который я хочу вам дать, – сказал Владимир Вдовиченков, – берегите себя. Вам будут говорить: да прыгни ты в пропасть, обещать золотые горы, но помните – ваше здоровье нужно только вам самим, а без здоровья вы никому не нужны. У меня был как-то случай, когда на съемках в Польше мне нужно было нырять в холодной воде. А я был слегка простужен и говорю: нет, нырять не буду. Продюсеры мне тут же пообещали, что я, мол, вынырну и меня согреют. Эпизод сняли, а после съемки про меня все забыли. Я дошел до автобуса, а он холодный. Попросил водителя включить печку, а он говорит: не можу, пан, денег на солярку не дали. И с вами такое может случиться. Я знаю, что, если вас попросят, ради кино пойдете на все. Но кто-то же должен был вам это сказать: берегите себя».

Полезные рекомендации молодым дала и Ингеборга Дапкунайте. «Если вам предстоит провести на съемочной площадке 12 часов, то вы не сможете все это время быть на пике энергии. Я в таких случаях пользуюсь советом, который мне дала Ирина Купченко. На съемках она находила декорацию с кроватью и ложилась спать хотя бы на 15 минут. Я удивлялась, как ей удается снова прийти в тонус, но она меня успокоила, что, пока приводят в порядок технику и освещение, пока работают гримеры, всегда есть время собраться. И с тех пор я всегда пользуюсь ее советом». Раскрыла Ингеборга и другой свой секрет: «Перед тем как войти в кадр, я иногда прыгаю. Вот прямо так, на месте, – и актриса показала, как она подскакивает, – чтобы во мне появилась какая-то энергия, необходимая для роли». Самым сложным вопросом для Дапкунайте оказалась просьба объяснить, почему ее не будет в продолжении фильма Никиты Михалкова, в «Утомленных солнцем»-2. Ингеборга погрустнела и сказала, что этот вопрос не к ней, а к Никите Сергеевичу, который сам выбирает актеров.

Опубликовано в номере «НИ» от 10 ноября 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: