Главная / Газета 27 Октября 2009 г. 00:00 / Культура

«Волчком» по Европам

Россия показала на Лондонском кинофестивале сразу четыре фильма

КСЕНИЯ ЩЕРБИНО, ВЛАДИСЛАВ ПОЛЯКОВСКИЙ

В британской столице подходит к своему завершению двухнедельный международный кинофестиваль. Российский кинематограф представлен сразу четырьмя полнометражными лентами – режиссерской работой Василия Сигарева «Волчок», фильмами Алексея Балабанова «Морфий», Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» и Бориса Хлебникова «Сумасшедшая помощь».

До недавнего времени лондонский киносмотр был своего рода фестивалем фестивалей – то есть выставкой достижений. Наград формат не предполагал, а отсутствие конкурса и соревновательного элемента привлечению внимания масс, мягко говоря, не способствовало. Сандра Хеброн, не так давно занявшая должность художественного руководителя фестиваля, не планирует превращать Лондон во вторую Венецию или даже Торонто, но уверена, что такой известный город должен проводить свой киноконкурс.

Открылся фестиваль премьерой анимационной ленты «Фантастический мистер Фокс». Режиссер – американец Уэс Андерсон, в основе – сказка известного валлийца Роальда Даля («Чарли и шоколадная фабрика» – это тоже он). Озвучивают фильм Джордж Клуни, Оуэн Уилсон, Билл Мюррей, Мерил Стрип… Не хватает разве что Брэда Питта. Пока он падает с мотоцикла в своем Лос-Анджелесе, его более респектабельные коллеги красуются на красной дорожке Лейсестер-сквер, размышляя, кто еще не оставил лондонцам на память отпечатка своих ладоней. Кстати, в первый же день здесь собралась толпа людей, протестующих против национальной британской забавы – охоты на лисиц (фильм-то тоже про лису!)

За появившийся только в этом году приз «Лучший фильм» соревнуются около двухсот полнометражных работ из 50 стран мира. В разных программах представлены работы Михаэля Ханеке («Белая лента», «Золотая ветвь» в Каннах этого года), Жака Одийяра («Пророк», представляет Францию на «Оскаре»), Стивена Содерберга («Информатор»), Тома Форда («Холостяк»), Джона Хиллкоута («Дорога»), братьев Коэн («Серьезный человек»), Атома Эгояна («Хлоя»), Джузеппе Капотонди («Двойной час» с нашей Ксенией Раппопорт) и многие другие.

У англичан свои традиции, у нас – свои. И болеть мы, конечно, будем за наших режиссеров. Четыре фильма – вполне репрезентативная выборка, учитывая, что всего в программе около сорока лент. Россия представила двух известных молодых режиссеров с их новыми, слегка «медицинскими работами»: Алексея Балабанова с «Морфием» (с Ингеборгой Дапкунайте в главной роли) и Бориса Хлебникова с «Сумасшедшей помощью». И тот, и другой в России уже видели, а вот британцам было на что посмотреть. «Морфий» (достаточно вольная адаптация Булгакова) рекомендует ведущий киножурнал Sight&Sound, а спонсор фестиваля газета Times после показа назвала Балабанова одним из лучших русских независимых кинематографистов.

Еще две российские работы с именами создателей, которые можно публиковать на афише вместо названия: сам по себе прекрасный Андрей Хржановский воплотил на экране эссе Иосифа Бродского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие» (сценарий написал Юрий Арабов), в фильме снялись Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский. Дебютный фильм драматурга Василия Сигарева «Волчок» – об отсутствии материнской любви в жизни маленькой девочки. Как сказал один британский критик, «мне нравится купаться в звездном сиянии, исходящем от Джорджа Клуни, но «Волчок» (Гран-при кинофестиваля в Цюрихе) – это то самое открытие, от которого мурашки по коже и ради которого и организуются фестивали».

Опубликовано в номере «НИ» от 27 октября 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: