Главная / Газета 22 Октября 2009 г. 00:00 / Культура

Студенческая драма

Легендарному театру МГУ негде начать сезон

ВИКТОР БОРЗЕНКО, АНАСТАСИЯ ТОМСКАЯ

После длительной борьбы за помещение оказался без определенного места жительства студенческий театр МГУ. Тот самый, с 250-летней историей, из которого вышли Ролан Быков, Александр Филиппенко, Алексей Кортнев, Валдис Пельш, Ия Саввина, Марк Розовский, Ирина Богушевская, Максим Галкин и многие другие нынешние звезды. Никаких документов о выселении или ликвидации театра в ректорате МГУ не подписывали, но фактически приступить к репетициям артисты не могут: работа труппы «приостановлена из-за ремонта». Более того, из-за разнообразных проблем театр МГУ не может полноценно существовать на протяжении уже четырнадцати лет.

За последние годы репетиционный зал студенческого театра (расположен в подвале главного корпуса на Воробьевых горах) превратился в помещение, больше напоминающее склад. Когда-то здесь проходили спектакли для 30–40 зрителей, но поскольку костюмы и декорации негде было хранить, то в 1998 году зрительские места пришлось демонтировать, чтобы использовать эту часть подвала под склад. Репетировали здесь же, среди декораций, завешанных мешковиной, переступая через ящики с реквизитом. Впрочем, студенты не жаловались, поскольку главные выступления проходили не здесь, а на сценах всевозможных ДК, домов творчества и на фестивальных площадках.

«Но вдруг мы стали получать устные заявления главного инженера МГУ Виктора Папсуева: он просил, чтобы мы освободили наш подвальчик, потому что в нем нужно проводить ремонт, – сказала «Новым Известиям» директор Студенческого театра МГУ Ирина Большакова. – К этим заявлениям мы отнеслись настороженно, поскольку подвал на Воробьевых горах – не первое помещение, которое занимает наш театр. В прошлый раз нас выселили из помещения на Большой Никитской, 3. А когда ремонт закончился, то запретили вернуться на прежнее место. В конце сентября этого года театр получил официальное распоряжение за подписью проректора МГУ Виктора Трофимова, который рекомендует нам покинуть помещение. При этом в распоряжении он указывает причину: капитальный ремонт той части здания, где находится наш подвальчик. Хорошо, ответили мы, но надо бы знать, куда нас отправляют. Но нам сказали, что этими вопросами занимается проректор Александр Черняев, который курирует сдачу в аренду помещений. Однако и от него мы четкого ответа не получили. Сейчас не знаем даже, где хранить декорации, поскольку для этого нам дали три бокса размером 180 на 40 сантиметров, в которые они просто не поместятся».

С одной стороны, университет гордится своим театром, молодые артисты выступают на международных и российских фестивалях, готовят поздравления к студенческим праздникам, а с другой – театр вынужден существовать, мягко говоря, в непростых условиях. Взамен театру предлагали другие помещения, однако они либо не соответствуют нормам противопожарной безопасности, либо нуждаются в ремонте, провести который университет пока не может – не хватает финансирования. Ссориться с университетом в театре совершенно не хотят, но и понять, что с ними происходит и каково их будущее, не могут.

«Мы понимаем, что подвальчик нуждается в ремонте, – говорит заместитель директора театра Марианна Лемешко. – И конечно, будем рады, если его переоборудуют и вернут нам. Но пока заниматься творчеством очень трудно. Вот, например, ситуация за последний год. В январе мы готовились к Татьяниному дню, который отмечался в зале московской мэрии, но за полторы недели до этого нам в подвале отключили свет. Репетировали при свете фонарей, которые приносили из дома. Такая же ситуация произошла, когда мы готовились к юбилею ректора Виктора Садовничего: за неделю до выступления снова выключили свет. Потом света не было и с мая по июль, когда театр готовился к городскому балу краснодипломников, а позже к поездке на фестиваль в Латвию. Не хочу никого винить, но ответа на вопрос, почему нам отключают электричество, добиться мы так и не смогли».

Получить комментарий ректора МГУ Виктора Садовничего «Новым Известиям» не удалось. На наши вопросы ответила пресс-секретарь Московского государственного университета Олеся Безлер. По ее словам, «театр МГУ никто не выгоняет. Те помещения, которые коллектив занимает сейчас, нуждаются в ремонте, кроме того, там нужно установить пожарную сигнализацию. Мы предлагали театру расположиться в Доме аспиранта и студента, а также в помещении на Вернадского, где занимаются другие творческие коллективы вуза. Причем это временно, потом мы вернем театр МГУ туда, откуда сейчас просим выехать. А что касается отключения электроэнергии, то я не в курсе. До меня таких сведений не доходило».

В Студенческом театре на это отвечают, что, к примеру, кинотеатр Дома аспиранта и студента, где им временно предложили разместиться, закрыт отделением МЧС по Юго-Западному административному округу Москвы еще в 2000 году и находится не в лучшем состоянии, чем их подвал. В итоге аховую ситуацию с помещениями признали и в университете. Госпожа Безлер подтвердила «НИ», что у театра с ректоратом действительно «возникли напряженные отношения. Они вообще говорят, что их пытаются выжить. Но мы просто просили руководство Студенческого театра убрать из цокольного этажа декорации, костюмы и реквизит. Это легковоспламеняющиеся предметы, которые по правилам пожарной безопасности там находиться не должны. Что касается нового помещения, то все они заняты. Центральное здание – это три факультета и ректорат, боковые башни – общежития. И там при всем желании нам просто негде разместить театр. Наш Дом культуры на ремонте, и пока неизвестно, сколько это займет времени из-за перебоев в финансировании. Но мы надеемся, что ремонт будет закончен. Просто надо подождать».


Чего достоин Студенческий театр МГУ?
Марк РОЗОВСКИЙ, режиссер:
– Театр достоин по меньше мере уважения и спокойной работы. Ведь уже не раз происходило нечто подобное, когда коллектив вынужден был искать себе помещение. И то, что повторяется это снова, я рассматриваю как знак общей беды. Дело в том, что в Московском университете всегда было два университета, говоря словами Чехова. Первый – это гнездо настоящего прогресса, где звучало слово Грановского, где всегда царило свободолюбие. И есть тысячи тому примеров. Но, к сожалению, есть еще и другой университет – гнездо с совсем иными птичками, где были черносотенство, бюрократия, приспособленчество, конъюнктура, самое пошлое и безнравственное политиканство… Вот это, видимо, и продолжается по сей день. Когда-то по политическим причинам закрыли студию «Наш дом», но это были советские времена. Но когда я вдруг снова слышу, что студенческому театру негде репетировать, невольно задумываешься над тем, что, черт возьми, сколько можно в МГУ все это терпеть?! Вместо того чтобы предоставить молодым актерам все условия, идет какая-то атака Шариковых. Но, к счастью, университет состоит не только из Шариковых. Остается верить, что уплотнения или разорения не произойдет.

Алексей КОРТНЕВ, музыкант:
– По крайней мере, своей отдельной сцены и отдельного помещения этот театр заслуживает, несомненно. Это театр с такой великолепной и даже великой историей, в которой были и взлеты, и паузы, и провалы… Взлеты были совершенно ослепительные. Ужасно то, что Московский университет настолько наплевательски относится к этому явлению культуры, как будто это какой-то частный, бездарный театр. И почему театр вынужден ютиться по подвалам и углам, я понять не могу. Может быть, руководству МГУ не нравится режиссер театра Евгений Славутин – я вполне это допускаю. Он человек достаточно непростого характера. Но неужели они не понимают, что Евгений Иосифович – очередной режиссер великого театра? Лично для меня этот театр дорог, потому что оттуда вышли не только десятки выдающихся артистов, но и группа «Несчастный случай» зарождалась в его стенах.

Виктор СЛАВКИН, драматург:
– Я помню, как в конце пятидесятых годов попал на спектакль «Такая любовь», который ставил Ролан Быков с Ией Саввиной в главной роли. Пьесу написал Когоут. Я помню, какой шок вызывала постановка, поскольку Когоут написал это все бытово, а Театр МГУ играл в западной манере. Вокруг этого театра всегда были очень мощные фигуры. И своей биографией он доказал, что вырастил плеяду народных артистов. Это в любой ситуации делает театр национальным достоянием. А теперь я не первый раз слышу, что студенческий коллектив испытывает проблемы. Это несправедливо: должен быть зеленый свет.
Опрос провел Виктор БОРЗЕНКО

Опубликовано в номере «НИ» от 22 октября 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: