Главная / Газета 21 Октября 2009 г. 00:00 / Культура

От любви до ненависти

На кинофестивале в Москве главный приз получил 20-летний создатель фильма «Я убил свою маму»

ОКСАНА ГАВРЮШЕНКО

Четыре дня III Международного фестиваля современного кино «2morrow/Завтра» выдались супернасыщенными. Здесь были отличные фильмы и феерические мастер-классы от Кристофера Дойла и Рутгера Хауэра, была ретроспектива фильмов Гая Мэддина и образовательная программа для молодых кинематографистов Generation Campus. В этом году форум посвятили памяти его основателя и президента Ивана Дыховичного, безвременно ушедшего в конце сентября.

Канадский вундеркинд сам сыграл в своем фильме главную роль.<br>КАДР ИЗ ФИЛЬМА «Я УБИЛ СВОЮ МАМУ».
Канадский вундеркинд сам сыграл в своем фильме главную роль.
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «Я УБИЛ СВОЮ МАМУ».
shadow
Девятка конкурсных фильмов была продуманной и выстроенной. За исключением российской экспериментальной картины «Женитьба» режиссера Константина Селиверстова, снятой на стыке документалистики и игрового кино в стиле программы Дмитрия Нагиева «Окна». Фильм был показан в завершении конкурса и общего впечатления не испортил: слишком уж разные весовые категории.

В этом году девиз фестиваля – «Молодость не зависит от возраста». И вполне логичными выглядят его итоги: председатель жюри, выдающийся чилийский режиссер-авангардист, 80-летний Алехандро Ходоровский вручил Гран-при 20-летнему канадскому дебютанту Ксавье Долану за фильм «Я убил свою маму». За страшным названием – честный, полуавтобиографический рассказ-исповедь от юного режиссера, написавшего сценарий и сыгравшего главную роль. У 17-летнего Юбера, живущего с матерью, отношения любви-ненависти к ней зашкаливают до предела. Каждый день истерики и нежелание услышать друг друга. Плюс сопутствующие возрасту сексуальные и чувственные удовольствия, дружба-любовь, в общем, все, что может волновать современного тинейджера. Ксавье Долан, невзирая на возраст, стал в этом году настоящим открытием в Квебеке, у его фильма уже 11 международных наград и главное – номинация на «Оскар»-2010 от Канады. Его продюсер Кэрол Монделло, представлявшая фильм в Москве, рассказала, что парень – настоящий синефил, очень насмотренный, и в Каннах все время проводил в кинозалах, игнорируя вечеринки и отдых. Гран-при на «2morrow/Завтра» сопровождался спонсорским сертификатом на 50 тыс. долларов.

Призы в номинациях «Звук» и «Изображение» ушли к норвежской роад-муви «Север», во многом вдохновленной линчевской «Простой историей». Картина остроумна и иронична, ей удается балансировать на грани трагикомедии и абсурдности происходящего. На счету оператора фильма, довольно известного в скандинавских странах, более сотни работ, и жюри не могло не отметить «естественную красоту пейзажа и техническое построение кадра».

Приз в номинации «История» вручили картине Себастьяна Сильвы «Служанка» (Чили-Мексика) с формулировкой «За глубокое понимание психологических отношений, за глубокую человечность и за умную социальную критику». Соавтор сценария Педро Пейрано рассказал, что в чилийских «мыльных операх» есть такой переходящий персонаж, как служанка, и их комедийная актриса Каталина Сааведра уже сыграла девять служанок.

Лучшим актером стал Пэттон Освальт из американской драмы «Большой фанат». Хит последнего Санденса, этот фильм Роберта Сигела (сценариста картины «Рестлер») – о футбольном болельщике, который бескорыстно, порой во вред себе, предан любимой команде. За фасадом спортивной фабулы – история 36-летнего мальчишки, одинокого неудачника, живущего с матерью, у которого в жизни есть лишь одна всеобъемлющая привязанность. Предельно органичный актер (в жизни стэнд-ап комик), точная и умная режиссура выводят эту картину, снятую с минимальным бюджетом, на общечеловеческий уровень. «Большой фанат» также получил специальный приз жюри блогеров.

Жаль, что никак не отмечена картина из Малайзии «Все билеты проданы!» Ю Жун Ханя, продукт совершенно экзотический. Элементы мюзикла, сатиры и пародии на современное ТВ с его нравами (очень актуально для России) дают представление о быстро развивающейся шоу-индустрии с азиатским лицом и вызывают здоровый смех в зале.

Очень веселились счастливцы, посетившие мастер-класс Кристофера Дойла, одного из величайших операторов современности, постоянного соавтора Вонга Кар-Вая. Харизматичный, похожий одновременно на рокера и морского волка (в юности он плавал матросом), мэтр общался с аудиторией три часа вместо запланированных полутора и представил на открытии фестиваля новый фильм гуру авторского кино Джима Джармуша «Предел контроля».

Еще одна легендарная фигура, член жюри, голландский актер Рутгер Хауэр, на своем мастер-классе почти шаманил. Были зажжены свечи, к столу приглашены желающие участвовать в кинопробах (читка текста на камеру), а позже результаты вывелись на экран. Сам Хауэр показал 10-минутный фильм «Комната», снятый в своей компании, проводящей ежегодные семинары для молодых талантов с участием признанных мэтров кино.

Опубликовано в номере «НИ» от 21 октября 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: