Главная / Газета 6 Октября 2009 г. 00:00 / Культура

Особенности национального искусства

Европейский фильм с Бариновым, Гуськовым и Каменковой останется без российского проката

ОКСАНА ГАВРЮШЕНКО

В Москве в рамках фестиваля «Французское кино сегодня» прошел единственный показ фильма «Концерт», снятого режиссером румынского происхождения Раду Михайлеану в копродукции с Францией, Италией, Румынией и Бельгией. Во Франции картина выйдет в прокат в ноябре, российскими же дистрибьюторами она пока что проигнорирована. Это тем более странно, что в картине снялись сразу пять известных представителей российского актерского цеха.

Валерий Баринов подарил французскому кино советский колорит.<br>КАДР ИЗ ФИЛЬМА «КОНЦЕРТ»
Валерий Баринов подарил французскому кино советский колорит.
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «КОНЦЕРТ»
shadow
Наши актеры Алексей Гуськов, Валерий Баринов, Дмитрий Назаров, Анна Каменкова, Александр Комиссаров выступили в «Концерте» прекрасно. Благодаря им франко-российская история обретает дополнительный камертон. Кроме того, в фильме, выстроенном как трагикомедия, где хватает классической музыки (в частности, Чайковского), есть редкая для зрительского кино приманка: он апеллирует к эмоциям, вызывающим улыбку сквозь слезы на финальных титрах.

Раду Михайлеану, получивший образование во Франции, является там президентом Ассоциации авторов-продюсеров. Представляя картину в Москве, своих российских актеров он назвал русскими Страдивари, а сам фильм – метафорой, почти комедией с элементами карикатуры. Отметим, что, например, на Большой театр карикатура удалась.

Судьба главного героя Андрея Филиппова (интеллигентно сдержанный Алексей Гуськов), известного в прошлом дирижера, в брежневские времена возглавлявшего Большой театр, делает неожиданный поворот. Изгой-неудачник, тридцать лет назад вступившийся за изгнанных из оркестра друзей-евреев, сегодня трудится в Большом в должности... уборщика. И проигрывает в голове все эти годы тот самый «Концерт для скрипки с оркестром» Чайковского, на котором его карьеру сломали. Жена (Анна Каменкова) собирает массовки от КПРФ перед Музеем революции, друг Саша Гроссман (Дмитрий Назаров), блестящий виолончелист, ныне – за рулем «скорой помощи». Они выпали из времени, беспощадного к людям искусства.

Благодаря счастливому стечению обстоятельств, решившись на аферу, друзья окажутся в Париже, где на сцене театра «Шатле» выступят в роли самозванцев и отыграют тот самый Концерт. История погружения наших людей в город-сказку (с непременными водкой, цыганочкой и полным пофигизмом в отношении дела) отчасти решена в стилистике «ширли-мырли». Ну да, такими штрихами и рисуют наших за границей. Но параллельно развивается драматическая история с ретроспекциями из прошлого, где главный герой находит свою музу и первую скрипку. В роли Анн-Мари – звезда «Бесславных ублюдков» Тарантино, 26-летняя Мелани Лоран.

Об эпохе тоталитаризма Раду Михайлеану (чья семья пострадала в холокост), похоже, не забывает никогда. Сын еврейского журналиста-коммуниста, бежавший в 1980-м от режима Чаушеску во Францию, он во всех своих фильмах повествует о людях, преодолевающих удары судьбы, и некую историческую предопределенность. Такими были и «Поезд жизни», получивший приз ФИПРЕССИ на фестивале в Венеции, и «Иди и живи!» – рассказ о современном Израиле глазами эфиопского подростка, получивший массу международных призов. Михайлеану интересна тема возвращения, реабилитации человека, добивающегося переломных моментов своей биографии. Как в «Концерте» – благодаря музыке, друзьям и тому выверенному гуманистическому камертону, который не может оставить равнодушным.

Опубликовано в номере «НИ» от 6 октября 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: