Главная / Газета 30 Сентября 2009 г. 00:00 / Культура

Сентиментальное путешествие по родинам

Во Владивостоке определили лучшие фильмы стран Тихоокеанского региона

ОЛЬГА ГАЛИЦКАЯ, Владивосток

Победой южнокорейского фильма «Изгои» завершился VII фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Меридианы Тихого» во Владивостоке. Сделать окончательный выбор жюри было очень непросто – вся конкурсная программа оказалась на удивление сильной. Россия хоть и является принимающей стороной, на конкурс представила всего один полнометражный фильм – «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» Андрея Хржановского, и в жюри от нашей страны был единственный представитель – Леонид Рыбаков.

Фото: АНДРЕЙ ЗАХАРЬЕВ
Фото: АНДРЕЙ ЗАХАРЬЕВ
shadow
В конкурсе дальневосточного фестиваля есть своя особенность: один состав жюри оценивает не только полнометражные, но и короткие фильмы из Японии, Кореи, Филиппин, Сингапура, Индии, России и Китая. Кинопродукция азиатских стран на всех фестивалях мира уже не первый год пользуется повышенным спросом. «Меридианы», однако, вовсе не подражают модным трендам и представляют большую панораму новинок российского кино, что позволяет приглашать для встреч со зрителями как известных, так и молодых артистов и режиссеров. Звездная дорожка на церемониях открытия и закрытия собрала Лидию Федосееву-Шукшину с дочерью Машей, Павла Лунгина, Александра Прошкина, Владимира Хотиненко, Леонида Каневского, Ивара Калныньша, Татьяну Лазареву и много кого еще. Приезжают и мегазвезды. В этом году Владивосток, к восторгу и гордости местных жителей, посетила Катрин Денев.

И все-таки не явление звезд народу, а именно фильмы пользуются особенным вниманием зрителей, преимущественно молодых. Отборщики «Меридианов» показывают высокий класс. Как доказывает практика того же ММКФ, в нашей стране крайне сложно пригласить в конкурс действительно лучшие фильмы. Как правило, только внеконкурсные программы притягивают публику. Во Владивостоке иная картина. Конкурсное кино рассказывает человеческие, понятные истории об обычных людях и делает это настолько потрясающе талантливо, пользуясь современным, разнообразным киноязыком, что практически стопроцентная посещаемость просмотров обеспечена. При этом режиссеры-конкурсанты не избегают серьезных социальных проблем, не сторонятся злободневных событий, не боятся душевных переживаний.

Скромная короткометражка «Урок плавания» молодой Кат Го – одной из немногих женщин-кинематографистов в Сингапуре – получила специальное упоминание жюри и аплодисменты зрителей на просмотре. В ее фильме всего лишь одно событие: девочка-подросток улетает на учебу в США и впервые надолго разлучается с родителями. За ним – важная тема: как ребенок освобождается от опеки родителей, как родители без своего чада вдруг начинают новую, отдельную жизнь.

Австралиец Джулиус Эйвери получил главный приз за короткометражку «Канистра». Пятеро скучающих мальчишек на спор решают взорвать канистру – вот и весь сюжет. Однако режиссеру удается добиться такого напряжения и драйва, что от его фильма просто нельзя оторваться. Опять же присутствует серьезная мысль об ответственности за детей.

Нандита Дас из Индии, дебютировавшая в режиссуре красавица-актриса (на фото), взялась перенести на экран историю кровавых межрелигиозных погромов в штате Гуджарат 2002 года, когда произошла резня между индусами-традиционалистами и индийцами, исповедующими ислам. «Раскол», получивший спецприз жюри, – смелое социальное кино, обладающее большим зрительским потенциалом, которого так недостает на наших экранах.

Фаворитом и публики и жюри стал «Принц Бродвея» американского независимого режиссера Шона Бейкера (приз за режиссуру). Два друга Счастливчик и Левон промышляют на задворках торгового района Нью-Йорка продажей обуви и сумок, подделок под известные фирменные лейблы. Темнокожему Счастливчику бывшая подружка неожиданно подбрасывает двухлетнего малыша-метиса, уверяя, что это их общий сын, и исчезает. Отчаянно сентиментальный финал (Счастливчик принимает ребенка, хотя понимает, что это не его дитя) – настоящий бальзам на сердце, потому что режиссер нигде не соврал и ничего не приукрасил в своем фильме, он просто сумел сделать так, что его герои стали для зрителя близки и дороги.

Южнокорейская лента о любви школьницы и агрессивного сборщика налогов получила Гран-при.
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ИЗГОИ»
shadow Гран-при «Меридианов Тихого» получила южнокорейская картина «Изгои» Ян Их Чуна. Главный герой – сборщик налогов, безжалостный и агрессивный Сан Хун влюбляется в школьницу. Это не лав-стори красавицы и чудовища, а фильм об избавлении от одиночества, вполне призрачном, потому что заканчивается все печально. Минималистское, выверенное, сделанное с незаурядным мастерством кино оказалось по силам дебютанту. Можно с уверенностью говорить о большом будущем Ян Их Чуна.

Российский фильм «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» Андрея Хржановского, с успехом показанный уже на многих международных кинофестивалях (в ближайшее время ему предстоят еще и фестивали в Лондоне и Нью-Йорке) получил приз от губернатора Приморья. Единственному члену жюри от России Леониду Рыбакову пришлось долго объяснять коллегам, кто такой Иосиф Бродский, почему его возвращение в родной город – лишь плод воображения режиссера, где на пленке сам великий поэт, а где изображающий его актер. Россия, хоть и входит в число стран Азиатско-Тихоокеанского региона, все-таки стоит особняком, и не все в российском кино внятно для азиатской ментальности. Впрочем, председатель жюри, китайский продюсер Чоу Кен, которому три года назад вручала в Венеции приз Катрин Денев за фильм «Натюрморт», очень проникся игрой Алисы Фрейндлих, сыгравшей мать Иосифа Бродского, и мечтает теперь снять ее в своем фильме. Причем свое новое кино он хочет делать именно в России.

Опубликовано в номере «НИ» от 30 сентября 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: