Главная / Газета 8 Сентября 2009 г. 00:00 / Культура

Расписные карусели

Даже в новом помещении книжная выставка не смогла избавиться от вечного духа ярмарки

МИХАИЛ ШИЯНОВ

На ВВЦ завершилось одно из самых крупных книжных событий года – Московская международная книжная выставка-ярмарка (ММКВЯ). Надо сказать, что, переместившись в новенький, просторный и хорошо кондиционируемый 75-й павильон, ММКВЯ сильно облегчила жизнь всем участникам. Хотя посетителей в этом году и не стало меньше (День города внес свою лепту), теперь никому не пришлось метаться между двумя старыми и тесными павильонами, брать приступом билетную кассу, а затем работать локтями у стендов издательств. Кто-то жаловался, что не сразу отыскал новый павильон, заблудившись среди семян и саженцев проходящей тут же цветочной выставки. Но в основном те, кому доводилось быть раньше хотя бы на одной ММКВЯ, теперь прославляют дирекцию за возможность спокойно дышать, разглядывая и покупая книги.

Выставка на ВВЦ оказалась полезной прежде всего для покупателей.<br>Фото: АНТОН БЕЛИЦКИЙ
Выставка на ВВЦ оказалась полезной прежде всего для покупателей.
Фото: АНТОН БЕЛИЦКИЙ
shadow
В отличие от зимнего смотра «Non/fiction» или летнего Открытого книжного фестиваля, которые делают ставку на познавательно-развлекательную программу, ММКВЯ старается быть главным бизнес-мероприятием книжной отрасли. Но встречи профессионалов даже по самым наболевшим поводам (сейчас это конференции, в теме которых звучит слово «кризис») тут копируют аналогичные собрания, прошедшие несколькими месяцами раньше. Из них посвященный не вынесет новой информации, а случайный посетитель скорее заскучает.

Основное для читателя здесь, конечно, – презентации издательских новинок, возможность купить книжку чуть дешевле, чем в магазине, и тут же получить дарственную подпись автора. «Полноценных» новинок, правда, было немного – большинство из них и до этого продавались (без автографов) в обычных книжных. Поэтому разумнее всего поступали те, кто с самого начала отдался во власть ярмарочной стихии и пускался в свободный дрейф от стенда к стенду.

Как всегда, те, кто пресытился изделиями российского книгопрома, имели возможность посмотреть, какие книжки читают в чужих краях. Главных гостей на ярмарке в этом году было двое – Индия и Болгария. Их стенды наравне со стендами остальных «иностранцев» бешеного интереса не вызвали. Посетителей, заглядевшихся было на красочное издание какой-нибудь индийской сказки про слоненка, ловко сманивал к себе голос очередной книжной знаменитости. Виктор Шендерович, Владимир Соловьев, Роман Трахтенберг, Юрий Шевчук, Леонид Парфенов, пусть и тысячный раз виденные раньше, все же оказывались ближе и китайского, и персидского издателя.

Но не одними «звездами» красна ярмарка: те, кто забредал вглубь павильона на внутреннюю выставку «Книгабайт», могли поахать, глядя на достижения электронного книгоиздания. Например, посмотреть на работу книжного сканера – футуристического прозрачного ящика, оцифровывающего книги со скоростью полстраницы в секунду. Или полюбоваться на мини-типографию, на глазах у посетителя печатающую выбранную им из списка (пока не очень большого) книжку.

Вообще, на ярмарке – чем дальше от центра событий, тем интереснее. В двадцати метрах от Тимура Бекмамбетова, представлявшего свой новый книжно-киношный проект «9», стоит одинокий человек с огромным, страниц в 700 томом в руках и предлагает «продолжение великого романа «Человек-амфибия» с подписью автора». А рядом писатель и издатель Фаина Пиголицына увещевает: «Это не Гончарова убила Пушкина. Он сам себя убил! Вот прочтете мою книгу – и все у вас встанет на свои места». Бородатый дядечка неподалеку бубнит в микрофон о значении «славянского стиля в математике». И тут же издательство «Новое литературное обозрение», как ни в чем не бывало, продает высококлассный нон-фикшн, бок о бок с деревянными ложками, косметикой и багетами. Ярмарка!

Не правы организаторы альтернативного книжного фестиваля Bookmarket (он проходил в эти выходные на ВИНЗАВОДе), утверждающие что «Книжная ярмарка» – звучит уныло, а все книжные мероприятия стали пахнуть плесенью, «Ленинкой» и ЦДХ. Не говоря уже о том, что на самом Bookmarket всего-то было представлено два издательства, да три книжных магазина не из дешевых, выставку на ВВЦ никак нельзя называть скучным делом. Мы еще посмотрим, что приготовит Россия для Лондонской книжной ярмарки-2011, куда она была приглашена в качестве центрального экспонента. Это стало известно от директора ярмарки Алистера Бертеншоу на церемонии награждения победителей конкурса «Книга года» в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Радость книжных профи от предстоящей поездки в Лондон разделил и Леонид Парфенов: его двухтомник «Намедни» был признан лучшей книгой года – свидетельство неугасающего интереса читателей к собственному советскому прошлому. Но на смотр к англичанам, надеемся, поедет все же не знаменитый телеведущий, а серия детских книг «Пестрый квадрат», победившая в номинации «Вместе с книгой мы растем». Этот сборник из шести только что вышедших книжек, уже в истории – как образец того, что в России могут выпускать не только миллионные переиздания Барто и Михалкова, но и делать современные смешные и красивые книги для детей.

Опубликовано в номере «НИ» от 8 сентября 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: