Главная / Газета 27 Августа 2009 г. 00:00 / Культура

Танцы из прошлого

Минувший балетный сезон во многом был связан с реконструкциями старых проектов

МАЙЯ КРЫЛОВА

Подвести итоги балетного сезона в Москве удалось лишь в августе: премьеры и гастроли активно продолжались и летом. Это говорит о том, что финансовый кризис на балете пока отразился косвенно, на уровне сокращений мелких расходов. Во всяком случае, ни один серьезный и заранее заявленный танцпроект в Москве не был отменен.

Фото: WWW.ARDANI.COM
Фото: WWW.ARDANI.COM
shadow
Начать обзор стоит с балета Большого театра, который не так давно претерпел кадровые перемены.

С января 2009 года ГАБТ вместо Алексея Ратманского возглавил Юрий Бурлака. Впрочем, Ратманский оставил на прощание подарок – одноактные «Русские сезоны», ставшие в этом году лучшим балетным проектом театра. Бурлака, обожающий всяческие реконструкции старины, присовокупил к Ратманскому восстановленное Гран па из балета «Пахита». За сезон, кажется, наметилась тенденция – обостренное внимание театра к прошлому: вдогонку к «Пахите» ГАБТ показал двухактный «старый новый» балет – «Коппелию», выращенную из архивных записей. Весной к компании одноактовок присоединился проект Светланы Захаровой «Захарова. Суперигра», имитирующий компьютерные игры. Впрочем, проект не прибавил особых лавров приме. Так что в заочном соревновании на столичных подмостках самых знаменитых балерин страны – москвички Захаровой и двух питерских мастериц Дианы Вишневой (на фото) и Ульяны Лопаткиной – безусловно, победила Вишнева. В то время как Ульяна показала в столице два стандартных и довольно вялых концерта, креативная Диана получила две «Золотые маски» за проект «Красота в движении», состоящий из трех неординарных балетов, специально поставленных для балерины.

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данчено, балет которого под началом нового худрука Сергея Филина стал бурно развиваться, сначала взял относительно низкий старт (премьера когда-то прогремевшего, а сегодня устаревшего балета Юрия Григоровича «Каменный цветок»). Но к концу сезона он успешно вышел к финишу, впервые в России показав балет лучшего европейского хореографа Начо Дуато «На флореста». Постановка Дуато – лучшее событие московского балетного сезона. К этому изысканному апофеозу витальности театр прибавил мелодраму английского производства «Маргарита и Арман», перепевающую мотивы романа «Дама с камелиями» и наш неоромантический «Призрачный бал», когда-то сделанный Дмитрием Брянцевым. Правда, на фоне Дуато эти балеты в глазах критики поблекли. Веселый старинный «Неаполь», позаимствованный театром в Дании, удачно закрыл пустующую в России нишу творчества современника Андерсена – копенгагенского хореографа Августа Бурнонвиля. Важно, что премьеры театра были стилистически разнообразные, позволяющие осваивать сразу несколько «опорных точек» мирового балета.

Самым сильным гастрольным впечатлением стал приезд великой современной балерины, француженки Сильви Гиллем. За ней в иерархии гастрольных вех следуют показы Балета Фландрии с хулиганистой постановкой Уильяма Форсайта «Впечатляя царя» и поэтичнейший спектакль Last Touch First нидерландского Театра танца.

На фоне относительного оживления были и менее приятные события. В связи с кризисом был отменен ежегодный концерт международного балетного приза «Бенуа де ла данс». Деньги Министерства культуры вместо этого пошли на очередной международный балетный конкурс, спорные результаты которого были бесспорны лишь в одном пункте: жесточайший кризис хореографов в стране продолжается. В этом сезоне не стало великих балерин – Ольги Лепешинской и Екатерины Максимовой.

В области творческих «достижений» главным претендентом на худший проект сезона стал балет Фонда Мариса Лиепы «Павильон Армиды». Проект, претендующий на пиетет к автору спектакля, русскому хореографу Михаилу Фокину, не только переврал оригинал, но «приправил» его некачественными танцами-«новоделами».

Пестрая и местами разочаровывавшая картинка наблюдалась в современном танце. Проекты фестиваля «Территория» не порадовали: ожидаемый как триумф спектакль «Антракт» (по китайской «Книге перемен») неоднократно премированного в России француза Жозефа Наджа обернулся скучноватым перепевом экзотических мотивов, а корейский пластический вариант «Войцека» поразил малой дозой профессионализма. Современный танец был представлен и на фестивале NET: компания Франсуа Верре показала опус по мотивам романа «Моби Дик», в котором главным стала не тема навязчивой погони за белым китом, а моменты человеческой одержимости вообще. Алла Сигалова сотворила любопытный эксперимент: в спектакле «Бедная Лиза» она скрестила драматическую актрису Чулпан Хаматову с балетным танцовщиком, премьером Большого театра Андреем Меркурьевым, погрузив обоих в непривычную пластику. Как-то незаметно прошли гастроли не самой плохой американской труппы современного танца – «Даг Варон и компания». Приехавшая с гастролями тайваньская труппа «Небесные врата» в спектакле «Курсив» показала, как надо писать иероглифы собственным телом. И под занавес сезона приезд труппы Пины Бауш, через две недели после неожиданной ее кончины, поставил точку в наших представлениях о европейском «танцтеатре», столпом которого была эта великая женщина.

Опубликовано в номере «НИ» от 27 августа 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: