Главная / Газета 20 Августа 2009 г. 00:00 / Культура

Спектакли смотрим чуть дыша

Ольга ЕГОШИНА
shadow
Как показывает практика, зрители в театре часто начинают задыхаться отнюдь не от восторга, а от духоты. Предусмотрительные хозяева даже готовят специальные средства борьбы с жарой. Скажем, Ариана Мнушкина на прошлогоднем показе в Авиньоне своего спектакля для каждого зрителя приготовила веер. Роскошные, стильные веера в руках публики, рассаженной по две стороны сцены, стали дополнительным зрелищным аксессуаром сценического шедевра большого режиссера и доброй женщины Арианы Мнушкиной. Похоже, что нашим руководителям пора перенимать этот полезный опыт. Еще пять–десять лет назад представить публику, умирающую в Москве от жары в театральном зале, было весьма затруднительно. Сейчас – это горькая повседневность.

Годы и десятилетия столичные театры благополучно закрывались в конце апреля – начале мая, а открывались в сентябре – ноябре. Труппы отправлялись на гастроли, зрительные залы простаивали в ожидании их возвращения. Так что «сезон кондиционеров» в театре просто не успевал наступить.

Финансовые требования эпохи победившего капитализма привели к тому, что театры не могут себе позволить долгие паузы и простои. Столичные театры теперь закрываются не раньше конца июня, а открыться норовят уже в августе. В отсутствии хозяев театральные сцены отдаются гастролерам и фестивалям. И вот в течение последних лет стало ясно: практически все московские театры плохо кондиционированы.

Два года подряд Чеховский фестиваль проходит в Москве в самую жаркую пору. И выяснилось, что только театр «Мастерская Петра Фоменко» «держит солнечный удар». В течение девятичасового спектакля Робера Лепажа, наполненного всякого рода техническими трюками и дымовыми эффектами, система кондиционирования работала на 5 +.

А вот Театр имени Моссовета, Театр имени Пушкина, Малый театр с нагрузкой просто не справлялись. Нередко прямо во время действия шло шевеление в зале: кого-то выносили на воздух. Зрители размахивали веерами и программками, запасались бутылками с ледяной водой (почему-то организаторы в антрактах предлагали исключительно чай и кофе), старались снять с себя все, что позволяет приличие и немного сверх того. Сильно декольтированные дамы в московском театральном фойе – это не дань традиции и моде, а настоятельная необходимость. Но все «домашние» средства работали плохо.

Хуже всего пришлось зрителям французского «Секрета» – выстроенное брезентовое шапито оказалось настоящей душегубкой. При этом представление Ле Гийерма было настолько увлекательно, что слабые души выходили глотнуть воздуха и возвращались обратно, а сильные духом страдали безропотно и неподвижно.

В этом году спектакли Чеховского фестиваля не шли в МХТ имени Чехова. Но в прошлом пришлось заменить исполнителя роли Принца в «Лебедином озере» , потому что танцовщику стало дурно от духоты на мхатовской сцене.

Душно в залах «Ленкома», традиционно заполненных публикой. И нередко зрители покидают спектакль не потому, что им не нравится действие, а потому, что от духоты все видится в тумане. А в «Школе современной пьесы» кондиционер установлен настолько шумный, что на премьере «Русского варенья» руководитель театра Иосиф Райхельгауз в антракте принял решение выключить кондиционеры, объяснив, что из-за их шума актеры на сцене не слышат друг друга.

Любопытно, но именно театр стал первым публичным местом, где испытывали только что изобретенный кондиционер. В 1903 году в городском театре Кёльна был установлен первый «кондей». И у всех приезжающих в город гостей появилась традиция непременно посетить этот театр и лично ощутить приятный холодок, которым веяло в зрительном зале и в театральном фойе. Век спустя мы можем только позавидовать этим счастливцам. У нас мечта о кондиционированных театрах пока остается мечтой.

Платя все более ощутимые суммы за билеты (скажем, на представления Чеховского фестиваля цена доходила до 6 тыс. рублей), мы пока не можем рассчитывать даже на минимальный комфорт в зрительном зале. Единственный совет, который можно дать театралам, – ждите прохладных месяцев. А если тяга к искусству сильнее страха духоты, то выбирайте откровенные туалеты, вооружайтесь веерами и собственной системой охлаждения.

Я не знаю, входит ли в пакет социальных гарантий зрителя право на возможность дышать. Но, похоже, скоро самыми привлекательными театрами станут те, которые смогут обещать: за качество сценической продукции не отвечаем, но прохладу в зале гарантируем.

Автор – театральный обозреватель «НИ»

Опубликовано в номере «НИ» от 20 августа 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: