Главная / Газета 5 Августа 2009 г. 00:00 / Культура

Гастарбайтер – это звучит гордо

Художники показали, как надо перемещать искусство из одной страны в другую

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

Выставка «Трансфер», проходящая сейчас в столице и подготовленная русско-итальянскими кураторами при помощи Итальянского института культуры, должна убедить зрителей, что для новых творцов не существует границ. «Глобальный художник» понятен и в Австрии, и в Молдавии. Правда, у такого глобализма имеется обратная сторона – чаще всего художник, работающий а евростандарт, превращается в безликого гастарбайтера, непонятого на родине.

shadow
Летом, в отсутствие выставочных тяжеловесов, галереи любят устраивать показы молодых художников. Обычно такие проекты дополняются громкими культурными или политическими заявлениями, ведь надо же как-то привлекать внимание. «Трансфер» претендует на солидность: два известных куратора, один итальянец Антонио Джеуза, известный специалист по видеоарту, давно обосновавшийся в Москве, и Евгения Кикодзе, предпочитающая открывать новые имена и направления, почти полтора десятка художников из четырех стран плюс мощная идеологическая база (про «трансфер» идей и форм в разные страны). Вместе с тем по уровню работ это не более чем лабораторные опыты, солянка из откровенных комиксов и чистого формализма. Короче говоря, еще один «молодежный» выстрел.

Самое интересное на этой выставке не сами работы, а невидимые связи, которые их сопровождают. Так, самое большое место отдано объекту-инсталляции Франческо Финицио «Задняя комната»: в деревянном загоне, наполненном стружкой, установлена конструкция из множества фанерных колец. Понятно, что художника особо вдохновила башня конструктивиста Татлина – вот вам всемирный контекст. Однако зрителей больше всего вдохновляют две морские свинки, запущенные в этот стружечный вольер. К чему там свинки? Никто не знает. Хотя поблизости размещены безумные «прожекты» молдаванина Марка Верлана и один из них – орден за любовь к животным в виде «мокрого носа».

Куда как более «в тему» видеоработы еще одного молдаванина Павла Браилы: например, фильм «Европейская обувь» – Павел запечатлел смену вагонных колес у пограничного города Унгень (для европейских путей, как известно, нужна другая «обувь»). Другое браиловское высказывание по преодолению европейских границ – перфоманс с раскраской паспорта. Голубой цвет молдавского паспорта, конечно, вызвал у господина Браилы ассоциации с флагом Евросоюза – осталось только через трафарет нанести золотые звездочки, и вот уже ты – чистокровный европеец.

shadow Что касается золота, то его в чистом виде запечатлел Антон Литвин. На первый взгляд его фотографии – это модные абстракции, переливающиеся всеми оттенками желтого. Оказывается, все это снятые при сильном приближении купола, покрытые сусальным драгметаллом. Такая серия могла бы отлично смотреться на только что прошедшей выставке «Русская красота» – к трансферам и перемещениям она имеет слишком отдаленное отношение.

Впрочем, как раз лучше всего по Европе из галереи в галерею перемещаются именно абстрактные, крайне обезличенные и лишенные национальных признаков вещи. Об этом говорят объекты Итало Дзуффи – итальянец придумал некие блоки-матрицы (вроде каменных разделочных досок или брикетов), которые удобно доставлять из Милана в Москву. Тут уже возникают всякие нехорошие ассоциации: говорят, некогда под видом памятников и монументов в Европу сплавляли медь и цветные металлы. Вряд ли Итало знаком с подобного рода махинациями – он скорее радуется возможности «перевезти глину и воздух» Италии в Россию.

Опубликовано в номере «НИ» от 5 августа 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: