Главная / Газета 29 Июля 2009 г. 00:00 / Культура

Ненаглядная агитация

Работники Третьяковки объяснили, чем советский плакат отличается от комикса

ВИКТОР БОРЗЕНКО

В Третьяковской галерее на Крымском Валу проходит выставка «Плакат. Художник и время». Почти две сотни работ от классики советской агитации до наших дней: «Окна РОСТа» Маяковского, «Ты записался добровольцем?» Моора, «Родина-мать зовет» Тоидзе… На этом фоне представлены современные плакаты, призывающие к толерантности, к борьбе с экстремизмом, к искоренению наркомании и так далее. Однако если советские плакаты построены на позитиве и написаны в солнечных тонах, то современные, наоборот, мрачны и зачастую, обозначив проблему, не предлагают из нее никакого выхода.

Третьяковская галерея показала не только пропаганду, но и сатиру.
Третьяковская галерея показала не только пропаганду, но и сатиру.
shadow
Политика в залах Третьяковки преобладает, причем, как ни странно, современные плакаты – это далеко не только угодная власти агитация, но и весьма критический взгляд на то, что происходит сегодня в России (иное на фоне работ с лозунгами «Колхозник, будь физкультурником» смотрелось бы комично). Достаточно агрессивно выглядит, например, работа патриарха отечественной агитации Мирона Лукьянова, который раньше воспевал строителей коммунизма и борцов за советскую идею. На выставке в Третьяковке выставлен его современный плакат: сквозь красный кирпич проступают нос, губы, подбородок, на месте, где должны быть глаза, торчат два танковых ствола, а ниже подпись: «Всех мочить». Рядом представлен и плакат Андрея Будаева, на котором изображен человек, похожий на Владимира Путина: серое серьезное лицо прикрыто солнцезащитными очками, в них отражаются газовые и нефтяные скважины на фоне заката. Работа выставляется без подписи.

Главным оружием плаката всегда были знаки и символы. Хрестоматийный пример: Ираклий Тоидзе на плакате «Родина-мать зовет» изобразил русскую женщину на фоне штыков с присягой в руке. Интересно, что такая же сильная женщина, только в обнимку с ребенком, нарисована на послевоенном плакате «Не для войны» Николая Терещенко: один и тот же образ служит разным идеям.

Плакаты на выставке представлены в хронологическом порядке: легко проследить, как менялась история страны и настроения разных слоев общества. Многочисленная агитация времен Великой Отечественной войны обращалась к образу молодого красноармейца, который мускулистой грудью вытеснит фашистов из страны. Эти работы сопровождались призывами: «Выстоять», «Дойдем до Берлина», «Будь героем», «Дорога к победе!», «За Родину!». Прошло полвека, и художник Эрик Церенов с сожалением констатирует: «День Победы, как ты стал от нас далек…» На его плакате изображен скинхед в черной майке с номером 88 и в солдатских брюках, который на бетонной стене рисует фашистскую свастику: типичная картина наших дней. Советский плакат дал бы четкие указания, что делать, чтобы искоренить беду, но мы живем во время, когда в моде только иллюстрации социального явления. Впрочем, возможно, такая форма действует даже сильнее: ничего более дикого, чем молодой российский фашист рядом с советским солдатом, придумать, кажется, невозможно.

Не секрет, что перед советскими художниками стояла идеологическая задача – воспитывать массы. Медалистка в парадной школьной форме держала в руках аттестат зрелости и золотую медаль (плакат, написанный в 1950 году художником Коссовым) и призывала школьников: «Отличным ученьем отблагодари Родину!» Потом, когда в России наступил период гласности, художница Мария Мкртчьян смогла показать другое, более правдивое видение советской школы. На ее плакате нет лозунгов, а изображена гребенка с зубчиками в виде учеников. Чем больше в обществе свободы, тем грустнее сатира на плакатах.

Кукрыниксы, Дейнека, Маяковский, Апсит, Моор и другие классики отечественной агитации «высмеивали» (кстати, термин появился благодаря их работам) врагов советской власти. Если речь идет о буржуях, то это обязательно толстопузые мужики с красными лицами. Если о крестьянах – то истощенные труженики, над которыми издевается царь. В 1920-е годы плакаты были многосюжетны и зачастую состояли из нескольких рисунков – так, что все вместе напоминало комикс. Тематика была разной: например, иллюстрированная история Михаила Черемных (1921) «Царь вот за что давал орден…». Важным подспорьем для агитационных комиксов могли служить стихи Демьяна Бедного, которые запоминались так же легко, как частушки.

Чем активнее возводилась советская идеологическая система и чем строже художники вгонялись в цензурные рамки, тем ярче на плакатах выглядели враги советского народа. На этом фоне нынешняя сатира не так выразительна. Она почти исчезла. По сути, из нескольких десятков современных плакатов, представленных на выставке, сатира как прием использована только на одном: ребенок, закутанный в бабушкину шаль и тяжелую шубу, на лыжах, утопает в снегу. На плакате подпись: «Буду олимпийцем. Олимпиада 2014».

Опубликовано в номере «НИ» от 29 июля 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: