Главная / Газета 6 Июля 2009 г. 00:00 / Культура

Страна восходящих подсолнухов

Японский художник возрождает пропавшие в войну картины Ван Гога

ВАЛЕРИЙ АГАРКОВ, корр. ИТАР-ТАСС в Японии, специально для «НИ»

Тадаси Гоино, японский художник и одновременно коллекционер, взялся за восстановление наследия знаменитого Винсента Ван Гога. Речь идет о разных вариантах его «Подсолнухов», уничтоженных в августе 1945 года во время американской бомбардировки, а также о коллекции японских гравюр, собранных великим голландцем. Гоино планирует посетить со своими работами разные страны, включая Россию.

«Подсолнухи» Ван Гога получили вторую жизнь.
«Подсолнухи» Ван Гога получили вторую жизнь.
shadow
Восстановленный холст с пятью цветками получил известность среди японских коллекционеров, внимательно отслеживающих судьбу всех произведений Винсента Ван Гога, как «Асия но химавари» («Подсолнухи в Асия»). Именно в этом местечке в японской префектуре Хиого картина Ван Гога обрела новую «прописку» после того, как в 1920 году ее купил во Франции богатый предприниматель Койота Ямамото. Но в августе 1945 года во время американской бомбежки его дом вместе с галереей в Асия сгорел.

Сейчас в Японии хранится лишь одна подлинная работа на тему подсолнухов, которую создал родившийся в Голландии и работавший во Франции художник. Ее приобрела у частного владельца в марте 1987 году на международном аукционе японская страховая компания почти за 75 млн. гульденов. Уникальная по своим масштабам сделка лишь усилила внимание японцев к трудной судьбе Винсента Ван Гога и его сложному, но яркому творчеству, получившему должную оценку лишь после смерти великого мастера. Среди тех, кто попытался разобраться в творческих замыслах создателя неповторимой серии «Подсолнухи», оказался и японский коллекционер гравюр «укиё-э» Тадаси Гоино, неоднократно посещавший после этого музеи Ван Гога в Европе и внимательно изучавший его переписку с братом Тео и другими близкими по духу художниками. Ван Гог в разные годы в Париже приобрел несколько десятков «укиё-э», от которых он был в восторге. Тадаси Гоино убежден, что гравюры «укиё-э» оказали серьезное воздействие на многих импрессионистов Европы.

Еще около 10 лет назад, будучи в России, Гоино поделился некоторыми выводами об этом влиянии в кругу художников во время проведения первой выставки «укиё-э» из собранной им коллекции в Эрмитаже и в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Затем выставка, в которую входили и оттиски любимых гравюр Ван Гога, состоялась в Ярославле. Еще тогда Тадаси Гоино, который был избран почетным членом Российской академии художеств, обратил внимание на то, что в ряде своих работ выдающийся мастер иногда подражал японским художникам, две из них были даже украшены сложной иероглифической вязью. В этих иероглифах, долгое время воспринимавшихся многими исследователями как обычное контурное оформление полотен, Гоино-сан усмотрел довольно грамотную расстановку смысловых акцентов и даже расшифровал «послание», обращенное любимой Син – многострадальной жене Ван Гога.

Под впечатлением этого открытия Тадаси Гоино и решился восстановить несколько вариантов «Подсолнухов», включая попавшую в Японию в 1920 году работу, и уже представил их во многих регионах страны, а также в своей галерее в префектуре Нагано.

Опубликовано в номере «НИ» от 6 июля 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: