Главная / Газета 2 Июня 2009 г. 00:00 / Культура

Пионеры собрали металл

Классики тяжелой музыки продемонстрировали в Москве хорошо законсервированное творчество

ИЛЬЯ ЛУГОВОЙ

Музыканты Heaven and Hell – пионеры heavy metal – отыграли в одном из московских клубов два концерта подряд. Классики жанра продемонстрировали отличную форму и представили материал с нового альбома, не отличающегося, правда, особым новаторством. Публика ничего оригинального и не ждала и осталась очень довольна «металлическими гастролями».

Название Heaven and Hell появилось на афишах всего пару лет назад, но эти четыре весьма немолодых человека уже выступали совместно, причем под существенно более громкой вывеской – Black Sabbath. Освободившийся в 1978 году из Rainbow вокалист Ронни Джеймс Дио был рекрутирован на место Оззи Осборна, которого коллеги выгнали из Black Sabbath – главной на тот момент хэви-металлической группы мира – за пьянство. Вскоре по той же причине ее ряды покинул и барабанщик Билл Уорд, которого заменил Винни Аппичи. В этом составе Sabbath записали два альбома и просуществовали до 1982 года, когда Дио ушел в свободное плавание, но в 1992 году они воссоединились для записи еще одной пластинки. Собравшись через много лет в третий раз, музыканты, честь им и хвала, решили не эксплуатировать громкое имя и использовали название своего первого совместного диска в качестве новой вывески. Съездив в турне и заработав звание главного возвращения 2007 года, Тони Айомми со товарищи записали еще один совместный альбом, после чего Москва удостоилась быть одним из первых мест в мире, где новые песни были представлены поклонникам.

В субботу началу концерта предшествовало томительное ожидание, растянувшееся на час с лишним, да и после него все технические проблемы решить не удалось: например, экран над сценой так и остался черным. В воскресенье же, видимо, в качестве компенсации преданным фанатам, многие из которых пришли на два шоу подряд, музыканты появились на сцене аккурат в заявленные 9 вечера, чем несказанно удивили завсегдатаев – такое в рок-мире происходит крайне редко. На сцене сперва образовался Тони Айомми в неизменном кожаном пальто и с вечным массивным крестом на шее. Затем подтянулись Дио в пестрой рубашке с блестками, басист Гизер Батлер в глухом черном пиджаке и Винни Аппичи, которого за весьма массивной ударной установкой видно было плохо. Инструментальная композиция Е5150 переросла в заглавный трек альбома Black Sabbath Mob Rules. Сразу стало ясно, что уши публики сегодня никто щадить не намерен – уровень громкости позволял при желании слушать концерт, стоя перед входом в клуб. Особенно выделялись барабаны – каждый удар бас-бочки отдавался в груди присутствующих. Голос и гитара тоже были хорошо выведены, а вот про бас-гитару было понятно только то, что она есть, но четкости ей явно недоставало.

Выдав почти без пауз по одной песне с каждого из трех старых альбомов и посчитав публику достаточно разогретой, Heaven and Hell сыграли главный хит альбома нового – Bible Black, на удивление тепло встреченный публикой. Впрочем, те из присутствующих, кто пришел посмотреть на легенд, не зная их дискографии досконально, вряд ли заметили какую-нибудь разницу. Стилистика группы определена очень жестко, и фактически единственные различия между песнями – в их темпе и (изредка) тональности. Black Sabbath первого созыва, с Оззи, были группой, довольно склонной к расширению рамок своего творчества, но к моменту прихода Дио направление было задано уже довольно четко, а манера пения Ронни не способствует экспериментам. Надо отдать Дио должное – его вокальная форма великолепна, и поверить в то, что обладатель этого трубного гласа, несущегося из колонок, приближается к 70-летию, было очень сложно, да и внешность его (роста он очень маленького и выглядит, как слегка сумасшедший старый карлик-шут из сказок) не соответствует голосу. Но есть и оборотная сторона – поет он совершенно одинаково, совсем не меняя эмоциональный накал и подачу. Добавьте к этому тексты песен про вечную борьбу Добра и Зла, поданную в фэнтезийной манере, и поймете, почему сторонним наблюдателям действо могло показаться довольно странным.

Прошел всего час с начала концерта, а Heaven and Hell уже заиграла заглавную песню с альбома, давшего название самой группе. Стало интересно: неужели на этом все и закончится? Но поклонники не были разочарованы – композиция Heaven and Hell была растянута в 20-минутную сюиту, в которой главную скрипку играл Айомми. Во время соло единственный раз он позволил себе отступить от общей канвы концерта, сыграв некую джазовую вставку, но вскоре «одумался» и выдал еще один тяжелый, тягучий рифф, королем которых его признает весь металлический мир.

Опубликовано в номере «НИ» от 2 июня 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: