Главная / Газета 27 Мая 2009 г. 00:00 / Культура

Музейный бум

В сельских районах Латвии нашли оригинальный способ привлечь туристов

ВИКТОР БОРЗЕНКО, Латвия

Наиболее креативные фермеры и ремесленники Европы стали активно привлекать туристов из других стран в свои сельские районы. Интерес создается не только вокруг мест отдыха на природе, но и вокруг необычных музеев. По сути, в конкуренции выигрывает тот фермер, который организовал самый оригинальный музей. Так, в последние годы на карте Европы появились многочисленные музеи свадьбы, домашнего очага, крестьянского труда, газонокосилок, еды и пива. С недавних пор подобные проекты стали внедряться в Латвии, где побывал корреспондент «Новых Известий».

В местечке Вецгулбене гостиницу соорудили из бывшего конного манежа.<br>Фото: ВИКТОР БОРЗЕНКО
В местечке Вецгулбене гостиницу соорудили из бывшего конного манежа.
Фото: ВИКТОР БОРЗЕНКО
shadow
Сельские районы Латвии от российских отличаются хорошими дорогами и отсутствием луж. Хотя кое-что здесь все еще напоминает о недавнем советском прошлом: панельные дома брежневских времен, водонапорные башни, разработанные советскими проектировщиками, и иногда даже «Жигули» на дорогах, каким-то чудом сохранившиеся, а потому воспринимающиеся как безусловный раритет… В городке Цесис у стен средневекового замка установлена мраморная плита – памятник жертвам коммунистического террора. «Не обращайте внимания на следы социализма, – просит корреспондента «Новых Известий» губернатор Гулбенского района Латвии Николай Степанов. – Мы весьма благополучно развиваемся как европейская страна: каждый год только в наш район приезжает больше миллиона туристов из соседних стран». Район, о котором идет речь, – преимущественно сельскохозяйственный, но если взглянуть на туристическую карту, то плотность музеев здесь не менее высока, чем в Подмосковье. Недавно в местечке Рубенес, открылся музей свадьбы, специально заточенный под большие туристические группы.

На повороте к хутору автобус с гостями встречает сваха Фрида – колоритная женщина в национальной одежде, с горящим румянцем на щеках. Еще минута – и гости на лужайке дают ей торжественную клятву выполнять все приказания. «А теперь станьте паровозиком друг за другом и бегите по полю вон до того моста», – требует Фрида. После клятвы отказаться нельзя, но бежать таким способом далековато – сто метров гости преодолевают с трудом. На мосту (кривом бревне, перекинутом через овраг) всех ждет новое испытание от свахи.

После того, как гости напрыгаются на лужайке, свадебная процессия движется к домику, в каких обычно хранят орудия труда. Внутри оказалась деревенская мебель и плетеная из лозы люлька. Музей, созданный едва ли не на пустом месте, за год пополнился несколькими десятками экспонатов: каждая свадьба оставляет здесь какой-нибудь раритет. Из недавних подарков – альбом свадебных фотографий 1920–1970-х годов, песенные листы и подвенечные платья.

«Как только Латвия вышла из состава Советского Союза, у нас стали закрываться колхозы, земля перешла в частные руки, – говорит корреспонденту «НИ» фермер Вилис Эйхе. – И теперь каждый делает на ней что хочет. Скажем, вместо картошки многие выращивают травы, из которых получается целебный чай. Если напоить таким чаем туриста после бани, он с удовольствием целый мешок купит»…

Панельное здание бывшего колхоза в пригороде Резекне сегодня пустует. В красном уголке, где в эпоху перестройки директор колхоза проводил совещания, теперь стоят гусли, ксилофоны и аккордеоны. На месте ленинского бюста горой сложены барабаны. Каждый день сюда на службу приходит бывший колхозник Гунар Игауня, у которого с детства была мечта заниматься музыкой. «Все инструменты моей собственной работы, – говорит Гунар. – Когда приезжают туристы, я учу их играть польку и другие латышские мелодии. А потом они покупают у меня то, что понравилось. Но бывает это пока что нечасто – о моей мастерской еще многие не знают. В основном, я сижу один в помещении и что-нибудь мастерю». В той же комнате на стеллажах расставлена коллекция гармоней XVIII–XX веков, которую Гунар собирает уже не первый год. Все экспонаты здесь (равно как и в других новоиспеченных музеях) можно трогать руками. Правда, сувениров, в отличие от «Эрмитажа» или Третьяковки, в латышских музеях мало. «Самый лучший подарок из Латвии – ржаной хлеб», – говорит основательница единственного в Прибалтике музея хлеба Вия Анцане.

Несколько лет назад в деревне Аглона она создала музей, в котором гости не ходят вдоль скучных витрин и не читают подписей к экспонатам. Вия сама берет инициативу в свои руки: каждого посетителя она встречает на пороге и провожает к столу. Но чтобы гости по-настоящему ощутили «душу хлеба», им сначала дают попробовать на вкус ржаные зерна. Потом они пьют травяной чай с клецками, а Вия рассказывает о том, как здесь выращивали хлеб, показывает орудия труда хлеборобов. Аглонский ржаной хлеб особенный, поскольку его выпекают по старинным рецептам: используется мука из местного зерна, а тесто замешивается в квашне из осины. «Наши предки ели черствый хлеб, который считается более полезным, чем мягкий, – говорит она. – Латышские народные приметы гласят, что после объеденного мышами или заплесневевшего хлеба не будут болеть зубы, а пригоревший хлеб полезен для желудка. Аглонский хлеб не теряет свои вкусовые качества две недели. Настоящий ржаной хлеб никогда не будет мягким как мочалка, поэтому определить свежесть хлеба на ощупь нельзя».

Идея о музее хлеба у Вии созревала постепенно. На хлебопекарню, где она работала прежде, приходили на экскурсии ученики. Потом руководитель Аглонского туристическо-информационного центра посоветовала Вие привлечь более широкую публику. «Это было несложно, – говорит хозяйка хлебопекарни, – потому что за время работы преподавателем я собрала самые разные материалы о хлебе и экспонаты». Теперь они стоят сразу при входе в музей – квашня, хлебная лопата, скалка, жернова. Вия возрождает традиции, которые в ХХ веке были утрачены.

Большой урон Латвии нанесла Вторая мировая война. В городе Алуксне пастор лютеранской церкви показал корреспонденту «НИ» фотографию «золотого петушка» – флюгера, который прежде украшал шпиль старинной колокольни. Недавно петушка сняли и отвезли на реставрацию, поскольку он был продырявлен пулями. По словам пастора, на петушке упражнялись в меткости советские солдаты в годы войны, которые сидели в доме напротив и в промежутках между боями играли в тир.

Недавно в Латвии стали массово восстанавливать памятники национальной архитектуры, разрушенные фашистами при бомбежке. Например, сильно пострадало поместье Вецгулбене барона фон Волфа, расположенное в Гулбенском районе страны. Сегодня от Белого дворца, построенного в XIX веке, осталось только несколько стен. А к Красному замку, в котором любила ночевать баронесса, в советское время сделали примитивную пристройку из серого кирпича. В годы войны здесь был загублен парк, погибли редкие скульптуры, в разрушенном виде долгое время стоял конный манеж. Недавно манеж в Вецгулбене был восстановлен (в нем сделана уютная гостиница). Однако из-за начавшегося финансового кризиса темпы реставрации дворцов были временно снижены, но, по словам министра туризма Гулбенского района, скоро реконструкция продолжится, поскольку дворцы привлекают туристов.

Опубликовано в номере «НИ» от 27 мая 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: