Главная / Газета 22 Мая 2009 г. 00:00 / Культура

Поделиться славой

Успешным голливудским блокбастерам угрожает эпидемия «кинопаразитов»

СЕРГЕЙ ЛАВИНОВ

В США стал процветать весьма оригинальный способ заработка в киноиндустрии – небольшие компании регулярно «подкладывают свинью» крупным голливудским студиям. Вместе с выходом на экраны блокбастеров на прилавках магазинов появляются DVD с фильмами, очень похожими на популярные картины как по названию, так и по сюжету. Только при очень внимательном рассмотрении становится ясно, что это фильмы-имитации. Благодаря массированной раскрутке «старших коллег» – известных блокбастеров – подделки приносят своим создателям неплохие деньги. А в кризис так и вовсе стали нарасхват.

shadow
Сюжет до боли знаком: бойцы сопротивления сражаются с роботами-убийцами, развязавшими ядерную войну на Земле и захватившими власть. Конечно, это сюжет «Терминатор: Да придет спаситель» – четвертого фильма из цикла «Терминатор», который выйдет на экраны в конце мая и в котором снялся Кристиан Бейл. Но это также и сюжет картины с небольшим бюджетом, которую можно увидеть только на DVD – диски с этим фильмом поступили в продажу за две недели до премьеры старшего тезки.

Ни о каком сравнении по бюджетам «большого» и «маленького» «Терминаторов» говорить не приходится. Если съемки фантастического боевика с участием Бейла обошлись в 200 млн. долларов, то «младшего брата» сняли лишь за 250 тыс. долларов.

Эта картина – одна из «мокбастеров», что можно перевести как «насмешка над блокбастером». Мокбастером (или иногда нокбастером) называют малобюджетные фильмы, созданные с целью извлечь финансовую выгоду из славы блокбастеров, с которыми они имеют похожие названия и сюжеты. В подавляющем большинстве мокбастеры выходят одновременно или чуть раньше главных фильмов сразу на видеокассетах и DVD, минуя большой экран. Широкое использование компьютерной графики, видеотехники, недорогих и малоизвестных актеров позволяет значительно уменьшить бюджет. Экономят на всем, в том числе и на звуке.

В этом году жанр мокбастера отмечает полувековой юбилей. В 1959 году был снят фильм ужасов «Монстр Пьедры Бланки» по мотивам «Чудовища из Черной лагуны». В XXI веке мокбастеры возродила небольшая голливудская кинокомпания Asylum, созданная в 1997 году. Правда, в ней мокбастеры предпочитают называть иначе – тайин, то есть фильмы, которые продают как бы в нагрузку к какому-то блокбастеру.

Когда Asylum была единственным производителем мокбастеров, крупные киностудии просто не обращали на нее внимания, справедливо считая, что судебные иски только создадут ей рекламу. Однако сейчас у Asylum появилось немало подражателей, и игнорировать имитаторов уже нельзя. Неудивительно, что юристы крупных киностудий начинают видеть в них серьезную угрозу и называют паразитами.

В прошлом декабре кинокомпании 20th Century Fox удалось создать очень важный прецедент – запретить через суд продажу очередного шедевра Asylum. Диски с фильмом «День, когда Земля остановилась» появились на прилавках магазинов незадолго до выхода на экраны одноименного фильма с Киану Ривзом в главной роли. Впрочем, несмотря на решение суда, DVD с мокбастером все же «просочились» в салоны видеопроката.

Warner Bros., киностудия, снявшая «Да придет спаситель», хочет повторить в суде успех коллег из 20th Century Fox. Обвинить Asylum в плагиате едва ли удастся – мокбастер предусмотрительно назвали пародией. И все же зацепка для юристов есть: плакаты обоих фильмов подозрительно похожи друг на друга.

До того, как начать в 2005 году снимать мокбастеры, Asylum специализировалась на малобюджетных фильмах ужасов. Однако из этой ниши ее быстро вытеснили крупные киностудии, такие как Lionsgate. Первым мокбастером XXI века стала «Война миров Г. Уэллса», снятая Asylum по мотивам одноименной книги британского фантаста. Фильм имел большой успех. 100 тыс. дисков с фильмом оптом купила Blockbuster, одна из крупнейших в Америке сетей по прокату DVD и видеоигр. Случилось это за считанные дни до премьеры «Войны миров» – блокбастера Стивена Спилберга, смета которого, кстати, составила 130 млн. долларов.

Окрыленная успехом, Asylum начала штамповать мокбастеры, как горячие пирожки. «Змеи на поезде», «Сокровища Да Винчи», «Пираты острова Сокровищ» – это далеко не полный список из того, что наснимала за три года Asylum. По названиям нетрудно догадаться, по мотивам каких блокбастеров они были наштампованы. Диски с «Трансморферы: Падение человека», к примеру, появятся на прилавках 2 июня, то есть за три недели до выхода на экраны «Трансформеры: Месть падших». В Asylum не без оснований надеются, что их творение будут покупать, ошибочно принимая за третий фильм из серии «Трансформеров», а на перестановку букв мало кто обратит внимание. Кстати, первых «Трансморферов» Asylum выпустила в продажу всего за два дня до премьеры настоящего фильма. Они окупились всего за три месяца.

«Я не получу награду киноакадемии, – с улыбкой говорит Дэвид Майкл Латт, один из основателей Asylum, снимающий в маленькой лос-анджелесской студии большинство мокбастеров кинокомпании. – Но мне это нравится. Удивительно веселое занятие».

А вот еще одно высказывание Латта, своего рода творческое кредо: «Я никого не пытаюсь обмануть. Я всего лишь пытаюсь сделать так, чтобы мои фильмы смотрели. Другие все время занимаются подобными вещами. Наша единственная разница заключается в том, что они действуют немного тоньше». Латт считает, что его нельзя называть пиратом хотя бы потому, что большинство мокбастеров имеют свои сюжеты. Впрочем, он соглашается, что многие из них похожи на сюжеты блокбастеров.

Так что киноманам при покупке DVD нужно быть очень внимательными, чтобы не купить вместо «Ангелов и демонов» с Томом Хэнксом в главной роли мокбастер «Дьяволы и ангелы» с неизвестными людьми из Лос-Анджелеса.

Опубликовано в номере «НИ» от 22 мая 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: