Главная / Газета 21 Мая 2009 г. 00:00 / Культура

Последний народный артист СССР

Не стало Олега Янковского

ОЛЬГА ЕГОШИНА

Вчера утром в одной из московских клиник после тяжелой болезни скончался большой актер, звезда «Ленкома» Олег Янковский. Церемония прощания с любимым артистом состоится завтра, 22 мая, в театре «Ленком», отпевание пройдет в храме Николая Чудотворца в Хамовниках, и так совпало, что именно в этот день православные отмечают День этого святого. Похоронят Олега Янковского на Новодевичьем кладбище.

Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
Похоже, что горе уверенно вошло в театр «Ленком», обжилось в нем, своевольно выдергивая опорных людей. За несколько последних лет не стало Григория Горина, Олега Шейнциса, Александра Абдулова… Несчастье забрало у сцены Николая Караченцова. И вот не стало Олега Янковского… Вместе с семьей, коллегами и друзьями артиста оплакивает вся страна. Несколько поколений выросло на фильмах с его участием, десятки раз пересматривая «Звезду пленительного счастья», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Собаку Баскервилей». А потом на этих же фильмах росли наши дети. И мы аккуратно подсовывали им по мере взросления: «Мой ласковый и нежный зверь», «Влюблен по собственному желанию» и, конечно, грандиозные «Полеты во сне и наяву», «Крейцерову сонату», «Зеркало» и «Ностальгию». И сами снова подсаживались к телевизору, пытаясь разгадать секреты воздействия «самого интеллигентного актера советского кинематографа».

Сын кадрового военного, сосланного в Казахстан и погибшего в лагерях ГУЛАГа, Олег Янковский унаследовал от отца аристократическую повадку и внешность, позволяющую быть убедительным и достоверным в фрачных ролях (коллеги шутили, что в России только он один и может убедительно носить царский мундир и бальный фрак). Театральный ген играл в крови всех трех братьев Янковских (старший – Ростислав и сейчас успешно работает в минском Театре драмы). В знаменитое театральное училище Саратова Олега Янковского взяли без экзаменов (потом выяснилось, что перепутали с успешно сдавшим все туры средним братом – Николаем). А после встречи на съемочной площадке с Евгением Леоновым, высоко оценившим талант «счастливчика Янковского», артист был приглашен в «Ленком», где стал одним из «первых сюжетов» звездной труппы самого популярного театра столицы.

«ТОТ САМЫЙ МЮНГХАУЗЕН»
shadow Редкое счастье для актера – суметь воплотить в своем творчестве пульс времени. Олег Янковский был одним из главных актеров последнего десятилетия эпохи застоя. Его мятежный блуждающий герой был настоящим сыном безгеройного времени. Любимые герои Янковского делают ошибки и подлости, обижают любимых и теряют друзей, предают близких и самих себя. Но где-то там, внутри, болит в печенке, и эта болящая точка давала шанс. «Я не знаю, – признавался он в начале 1980-х, – что это, но чувствую, по энергии, по воображению, по типу личности – сейчас спрос на меня».

Олег Янковский прожил счастливую жизнь: любил жену, сына, внуков, был любим своей семьей. Любил свою профессию и стал гордостью своего цеха. Сыграл роли, которые принесли ему любовь и признание огромной страны. Из всех регалий больше всего гордился званием народного артиста СССР, которое ему дали за неделю до развала Советского Союза: «Станиславский был первым актером, который получил это звание, а я – последним».


«С его уходом образовался вакуум»
Карен ШАХНАЗАРОВ, кинорежиссер, директор концерна «Мосфильм»:
– Вместе с Олегом Янковским мы делали фильм «Цареубийца». Это был такой сложный и долгий процесс, поэтому почти год мы были с ним очень близки. Это, конечно, одно из самых ярких воспоминаний в моей жизни. Причем, я должен сказать, что Олег Иванович совершил на этой картине настоящий подвиг. Мы снимали два варианта: русский и английский. И всю свою роль он выучил на английском, при том, что не знал этого языка. Он сумел выучить, а главное, сыграть роль, а ведь играть на языке, которым ты не владеешь, – задача совершенно непосильная. Он был профессионалом высочайшего класса, даже больше, чем профессионалом. Для него было смыслом существования создавать художественные образы в кино и театре. Таким актерам, конечно, нет замены. Смысл такого масштаба личности именно в том, что они уникальны и их место уже никто никогда не займет. Будем надеяться, что наша земля не обеднела талантами, будут приходить новые художники. Наверное, для них Олег Иванович будет тем примером, который окажет влияние, вернее, он уже оказывает огромное влияние на развитие нашей актерской школы. Так что его фигура навсегда останется образцом преданного служения актерскому ремеслу.

Анна БОЛЬШОВА, актриса:
– Когда это случается в родном доме и когда случается с людьми, которые были своего рода учителями, коллегами, старшими товарищами, мудрыми наставниками, – это большое горе. Такие люди, как Олег Иванович Янковский, встречаются в нашей жизни как подарки, как удивительное сочетание невероятной красоты (внешней и внутренней) и какого-то удивительного вкуса, благородства, глубины… Я часто любовалась этим человеком и испытывала трепет и желание понравиться, чтобы человек на тебя хоть мельком взглянул. Такие люди очень редки, и это колоссальная потеря. Невероятно начинаешь гневить Бога: почему так не вовремя, так незаслуженно рано?..

Александр ПРОШКИН, кинорежиссер:
– Для меня его уход – это колоссальное потрясение и потеря. Вообще, мы очень редко говорим слова, которые соответствуют масштабу актерского дарования личности. Янковский, конечно, великий актер. Мы только сейчас это по-настоящему поймем. Потому что с его уходом образовался просто вакуум. Это актер, который и для России, и для европейского зрителя был лицом русской интеллигенции. Очень яркая актерская индивидуальность, человек рефлексирующего направления – то, что является приметой интеллигенции. Помимо всего прочего, он был человеком высочайшего мастерства и профессионализма. Работать с ним было наслаждением, потому что он был не только высоко профессиональным, но и чрезвычайно интеллигентным, легким в общении человеком. Хотя каждый раз работа требовала колоссального напряжения, но это напряжение было всегда в радость... Мы как-то привыкли к его существованию, вот есть Янковский и есть. А теперь нет его, и это всегда для нас будет зияющей раной.

Опрос провели Дарья КЛЮЖЕВА, Виктор БОРЗЕНКО

Опубликовано в номере «НИ» от 21 мая 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: