Главная / Газета 29 Апреля 2009 г. 00:00 / Культура

Драма в отставке

На сцене Таганки показали спектакль, поставленный по пьесе Вацлава Гавела

ОЛЬГА ЕГОШИНА

Новую пьесу «Уход» экс-президента Чехии, прозаика и драматурга Вацлава Гавела привез в Москву Театр имени Клицперы из города Градец Кралове. Во вступительной речи режиссер Андрей Кроб сказал, что Гавел был особенно рад и горд, что его пьеса будет сыграна на сцене легендарной Таганки, с чьим руководителем Юрием Любимовым их связывает давняя дружба. Сам Юрий Любимов заявил, что Вацлав Гавел всегда был не только прекрасным политиком, но и хорошим человеком.

Чешские актеры сыграли жизнь своего экс-президента.<br>Фото: WWW.DIVADELNIFLORA.CZ
Чешские актеры сыграли жизнь своего экс-президента.
Фото: WWW.DIVADELNIFLORA.CZ
shadow
Какое бы ни было тысячелетие на дворе, люди всегда будут интересоваться интимной жизнью звезд и политиков. Что едят олимпийцы на завтрак и ужин, как общаются с домочадцами, как флиртуют и как отдыхают. Пьеса «Уход» экс-президента и самого знаменитого диссидента Чехии Вацлава Гавела позволяет увидеть политика неизвестной страны именно «без пиджака и галстука». Заглянуть в его быт, узнать меню его стола и ассортимент бара, познакомиться с интересом к «клубничке» и посочувствовать неладам с бывшими приближенными.

Став главой чешского государства, Вацлав Гавел отошел от литературной деятельности. И пьеса «Уход» стала его первым драматургическим сочинением после 20-летнего перерыва. Автор объясняет, что начал ее еще в 1989 году, наблюдая за коммунистическими лидерами, оставшимися не у дел. А продолжил уже после собственной отставки. «Уход» он написал за пять месяцев в 2005 году, когда находился в Вашингтоне. Действие происходит в неназванной стране, однако некоторые реалии позволяют уверенно опознать страну из бывшего соцлагеря, обретшую независимость и решительно стремящуюся в Евросоюз.

Вынужденный уйти в отставку, бывший канцлер Вилен Ригер пытается вписаться в новые условия жизни. Его секретари разбирают имущество, пытаясь отделить государственную собственность от личной. «Куда девались выданные на прошлой неделе сто резинок и пятьдесят прозрачных линеек?» – вопрошает бывший секретарь бывшего канцлера Гануш. А давняя властная подруга канцлера Ирена настойчиво просит не отдавать государству бюст Махатмы Ганди, подаренный лично Индирой, а также оставить семье портрет канцлера. Суетятся журналисты из газеты «Тьфу»: начав беседу с просьбы изложить базисные политические принципы канцлера, они довольно быстро переходят к вопросам о его взаимоотношениях с противоположным полом. И завершают беседу игривым вопросом, когда он в последний раз спал со своей давней подругой?

Старшая дочь с зятем пытаются перевести имущество отца на свое имя («Чтобы в результате всяких правительственных маневров на него не наложили арест»). Младшая дочь занята исключительно компьютером и телефонными разговорами с друзьями. Престарелый работник упорно не доваривает картошку, пережаривает лук (содержимое сковородки политик вывалит на голову матери и ударит работника сковородкой по голове). Новые политические лидеры приходят договориться о лояльности: иначе у бывшего канцлера грозят забрать правительственную виллу. Не выдержав давления, бывший канцлер решает подумать над предложением, от которого нельзя отказаться.

Вацлав Гавел щедро раздает своим героям цитаты из чеховского «Вишневого сада» и шекспировского «Короля Лира». Он также подарил своим политическим персонажам многочисленные цитаты из друзей политиков: «Помню, Молотов мне советовал...» Или: «На нашей последней встрече Тони Блэр...» Или: «Госпожа Путина мне сказала...» Преемник Ригера беседует по мобильному с Москвой, обращаясь к собеседнику: «Володя».

А в разные моменты сценического действия возникает Автор, который комментирует происходящее, дает советы актерам, подбадривает публику, наконец, объявляет финал.

Режиссер Андрей Кроб, близкий друг Гавела и знаток его творчества, изо всех сил старается не отвлекать внимание публики от текста. Чешские актеры играют с полным сознанием важности момента: стараясь донести до зала каждое слово и каждую реплику. В результате спектакль воспринимается не столько фактом искусства, сколько политики. Недаром гастроли Театра имени Клицперы города Градец Кралове объявлены своего рода кульминацией целого проекта, полностью посвященного именитому чешскому гражданину Вацлаву Гавелу.

Опубликовано в номере «НИ» от 29 апреля 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: