Главная / Газета 14 Апреля 2009 г. 00:00 / Культура

Нерентабельные сказки для взрослых

Москва увидела лучшие современные русские мультфильмы

МАРИЯ ТЕРЕЩЕНКО

Фестиваль «Наша анимация» уже в четвертый раз проходил в кинотеатре «35 мм», демонстрируя столичному зрителю лучшие российские мультфильмы за год. Изначально этот зрительский смотр задумывался как партнерское мероприятие Суздальского анимационного фестиваля и должен был открывать для широкой публики потаенную жизнь российской мультипликации. Как заметил на открытии режиссер Иван Максимов, «в Суздале на всех места не хватает, а в Москве вон еще свободные есть».

Российские аниматоры занялись фантастическими авантюрами.<br>КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ИЗОБРЕТАТЕЛИ»
Российские аниматоры занялись фантастическими авантюрами.
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ИЗОБРЕТАТЕЛИ»
shadow
Однако почти сразу «Наша анимация» отказалась от строгого следования суздальской программе – здесь куда строже происходит отбор, совсем иначе формируются программы, а общая сетка показов обогащается за счет ретроспектив и спецпроектов. В этом году на суздальском фестивале было представлено 12,5 часов анимации, а до показов в столице из них доехало только 7, из которых сформировалось 3 детских программы и 2 взрослые.

Основу детских сеансов составили масштабные «проекты» – новые выпуски альманаха по сказкам народов России «Гора самоцветов», серии «Смешариков», «Колыбельные мира». На фоне этих известных уже брендов были представлены и новые. Например, 3D-сериал «Маша и медведь», изображающий неуклюжего доброго мишку, которому приходится возиться с непоседливой и шкодливой маленькой девочкой. Здесь великолепным образом сочетались западные технологии с отечественной школой мастерства – и результат получился настолько хорош, что в Суздале проект удостоился похвал и награды от главного противника компьютерной анимации Юрия Норштейна.

Еще одно любопытное начинание – это сериал Константина Голубкова «Изобретатели», который знакомит зрителя с гениальным молодым ученым, его пожилым жадным учителем и умной собакой. «Изобретатели» – проект для российской мультипликации исключительный. Здесь вместо привычных для нас сказок зрителю предлагаются фантастическо-авантюрные сюжеты, способные заинтересовать не только дошкольников, но и мальчиков-подростков. Наконец, третье из любопытных начинаний – это новый сериал «КОАПП», рассказывающий маленькому натуралисту о тайнах природы.

Рядом с такой богатой и цельной детской программой взрослые показы «Нашей анимации» выглядели куда более сумбурными. Во-первых, потому что собрали довольно много прикладных фильмов – забавных реклам, музыкальных клипов и интернет-гэгов. Во-вторых, многие фильмы нельзя было назвать взрослыми в полной мере. Так «Солдатская песня» (Елены Черновой), «Очумелов» (Алексея Демина), новый сериал студии «Метроном Фильм» «Круглый год» (по прозе Юрия Коваля) – это картины, пригодные почти для любого возраста. Исключением можно считать фильм «Камилла» Юлии Ароновой. Эта выдающаяся во многих смыслах картина пару месяцев назад была удостоена высочайшей чести – она попал в сборник фестиваля FutureShorts – одного из самых влиятельных в мире смотров экспериментальных короткометражек. Фильм сделан путем сложного сочетания трехмерной анимации со сценами из старого игрового кино и рассказывает о столкновении двух миров: мультяшный герой влюбляется в примадонну фильмов нуар, и пытается сблизиться со своей дамой сердца. В ряд с «Камиллой» можно поставить еще один необычный для России фильм «Дочки-матери», снятый вгиковской студенткой Александрой Лукиной. Эта очень образная картина предельно искренне рассказывает о проблемах молодой девушки, которая, пережив в детстве развод родителей, не может теперь наладить собственную личную жизнь, предпочитая одинокий трагизм любовному счастью.

Увы, этими двумя названиями почти ограничивался список взрослой по эстетике и кругу проблем анимации, каковую можно в избытке увидеть в западных подборках. Такой перехлест в сторону детского и «семейного» кино – проблема не столько творческая, сколько финансовая. Короткометражная мультипликация не окупается, а потому практически единственным источником денег становится государственное финансирование, которое ориентировано в первую очередь на фильмы для детей.

«Приходится непросто, – говорит гран-призер минувшего Суздальского фестиваля Елена Чернова. – Я взрослая женщина, у меня есть какие-то проблемы, какие-то идеи, и, разумеется, мне бы очень хотелось вместо очередной сказки снять кино о наболевшем. Но пока такой возможности нет». Впрочем, недостаток проблемных фильмов не слишком огорчает зрителей «Нашей анимации». Фестиваль приобрел уже достаточную известность: многие посещают его не первый год и покупают билеты сразу на несколько программ кряду. А наиболее энергичные зрители не упускают и эксклюзивного шанса познакомиться с режиссерами, которых нередко можно увидеть тут же на сеансе или в холле. В любом случае, и среди зрителей, и среди профессионалов «Наша анимация» ценится как самое репрезентативное и популярное зрительское мероприятие, посвященное современным отечественным мультфильмам. На московских сеансах побывало около 2 тыс. зрителей. И теперь, закончив показы в Москве, «Наша анимация» отправится путешествовать по другим городам, в числе которых Санкт-Петербург, Ростов, Нижний Новгород, Челябинск, Самара, Иркутск.

Опубликовано в номере «НИ» от 14 апреля 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: