Главная / Газета 13 Апреля 2009 г. 00:00 / Культура

Его шестьдесят походок

Не стало Евгения Весника

Ольга СЕРЕГИНА

На 87-м году жизни после инсульта скончался актер, режиссер, писатель, сценарист, солдат Великой Отечественной Евгений Весник. Прощание с народным артистом СССР состоится завтра в Малом театре. Гражданская панихида начнется в 11.00. В этот же день пройдет кремация, а через 40 дней, по желанию родных и близких, состоится захоронение (в Малом театре сообщили, что место похорон пока не определено).

shadow
Сын расстрелянного врага народа Евгений Весник рано понял, что выживает только тот, кто не ждет помощи со стороны, а берет судьбу в свои руки. Семилетним он сумел сбежать от охраны, конвоирующей его в детдом для детей врагов народа. Жил, продавая родительские вещи и библиотеку, пятнадцатилетним пошел подсобным рабочим на завод. И с тех пор уверял, что всю жизнь «я вожжаюсь среди шпаны, рыбаков, матерщинников, пьяниц. У меня в записной книжке столько сюжетов! В жизни тех, кого мы иногда называем малообразованными, бывают такие бешеные интриги – вот где Отелло-то».

Сумасшедшие память и наблюдательность отмечали и регистрировали особенности каждого из тех, с кем сталкивала судьба. Смешной тик и неожиданный жест, характерная походка и манера встряхивать головой, странно сложенные губы и неправильная дикция – все регистрировалось и откладывалось для будущего (про Весника шутили, что одних только походок в его арсенале около шестидесяти). Придумывая своих персонажей, он легко дарил им точные характерные черты. Так, своему учителю математики из фильма «Приключения Электроника» он подарил манеру говорить немного в нос (от Самуила Маршака) и походку доктора из соседней поликлиники (в архиве артиста сохранилось письмо от учащихся московской школы, которые звали к себе преподавать математику полюбившегося педагога).

В театральное училище он пошел поступать, вернувшись демобилизованным с фронтов Отечественной войны, а по окончании стал сначала актером Театра Станиславского, потом – Театра сатиры. В буйной и жизнерадостной сатировской команде Евгений Весник, что называется, «пришелся ко двору». Больше других подружился с Анатолием Папановым: своим одногодкой, тоже бывшим фронтовиком, тоже принципиальным беспартийным, ценящим застолья, шутки, розыгрыши. Как уверял сам Весник, за всю жизнь он не рассказал ни одного анекдота. «Все смешное, что я рассказываю – это жизнь. Это подсмотрено мною в жизни, переработано мною как актером», – говорил он. И рассказывал: как отстал от поезда без денег, документов, в тапочках и обратился к стоящему на вокзале цыганскому табору, предъявив фотокарточку, на которой был снят со знаменитой цыганской певицей Лялей Черной. Как его одели, обули и сунули в такси, чтобы он поезд догнал. Или как он перед поездкой в Париж поинтересовался у товарища из органов: «Можно ли посетить в Париже театр «Красная мельница»?» Получив разрешение, он немедленно отправился в «Мулен Руж».

В своих восемнадцати книгах он описал сотни людей, встреченных на дорогах войны и на гастролях, а также рассказал о людях, созданных его воображением. Так, играя Городничего в гоголевском «Ревизоре», Евгений Весник вообразил себе Кутузова на собрании генералов – и гоголевский герой вырос в фигуру впечатляющего масштаба. Партнеры на сцене всегда с замиранием сердца ждали сцены, в которой Городничий-Весник будет рассказывать о приснившихся крысах. Показывая величину крыс, он всякий раз показывал на новый предмет: то на тумбочку, то на стул, то на табуретку, то на свой живот, то на голову, то на полруки, то на плечо. А однажды он указал на стоящего рядом артиста Владиславского: «Крысы вот такой неестественной величины». Владиславский, бедный, убежал со сцены, чтобы отсмеяться.

В Малом театре Весник долгие годы занимал положение ведущего актера, и его уход оттуда был для многих шоком. Сам он объяснял, что пришел в Малый театр влюбленным в его стариков – Гоголеву, Ильинского, Турчанинову, Рыжову, Яблочкину. Когда старших, на которых молился, не стало, – его театр кончился. В его заявлении с просьбой об увольнении было написано: «В связи с тем, что я учился и работал в другом Малом театре, я прошу меня от работы в данном Малом театре освободить».

Он много снимался, режиссеры ценили его умение быть заметным в любом эпизоде, никогда не повторяться, увидеть смешное там, где его, кажется, и нет, а комедию перевести в драму. Окружающие любили его радушие, остроумие, надежность. Читатели ждали его новых книг.

Он умел удивлять и радовать, ценить жизнь и не бояться ухода.

Опубликовано в номере «НИ» от 13 апреля 2009 г.


Актуально


Регионы


Смотрите также

«Пешеходы – люди непредсказуемые»


«Если всех пропускать, Москва остановится»

Милиционеры преподали водителям платный урок вежливости

Встанут как вкопанные

Водители, не пропустившие пешеходов на «зебре», заплатят тысячу рублей

Пешим – ход

Сотрудник ГИБДД сбил людей прямо на «зебре»

Выйти на след

«Новые Известия» разыскивают водителя, сбившего на «зебре» журналиста нашей редакции

Наставить на путь истинный

«НИ» теперь приучают пропускать пешеходов на переходах и подмосковных водителей

Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: