Главная / Газета 18 Марта 2009 г. 00:00 / Культура

Пустые хлопоты

Художницы из США отвоевывают свое место в мужском арт-мире

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

В столице открылась выставка с кодовым заголовком «46,ХХ». Под цифрами, которые означают женский набор хромосом, объединились четыре американские художницы, доказывающие свое право оставаться женщинами в «мужском мире» арт-бизнеса. Правда, американки опоздали со своими феминистскими лозунгами. На московской сцене как раз переизбыток женственности – мужчины и «мужские» темы в искусстве сметены повсеместным гламуром.

Американские скульптуры из резины как две капли воды похожи на живых людей.
Американские скульптуры из резины как две капли воды похожи на живых людей.
shadow
Из всех четырех мастериц самая именитая и самая эффектная в творческом плане – Кэрол Фейерман. Ее определяют как «гиперреалиста»: американка прославилась раскрашенными скульптурами из резины, чем-то напоминающими экспонаты из музея восковых фигур. Но в отличие от музейных монстров или знаменитостей мадам Тюссо, Фейерман создает абстрактные образы «современной женственности». Особенно ей удаются плавчихи – фигуры в купальниках и шапочках, на чьих телах зритель разглядывает искусственные капли воды. Зрелище одновременно и жутковатое (как вообще любая реалистическая реплика человеческого тела), и завораживающее. Если тут и имеется какой-то секс (который организаторы усиленно упоминают в рекламных буклетах), то это наслаждение вуайериста, если не сказать некрофила. Сама Кэрол Фейерман подчеркивает, что к феминизму и разного рода отстаиванию женского начала в искусстве она не имеет отношения. На вернисаже леди специально позировала перед мужскими торсами, вылитыми ею из металла. Художницу больше всего интересует форма: сочетание классической пластики (как у мраморных скульптур) и современного рекламного китча. Из этого замеса и всплывают ее спортсменки, банные шапочки, отдельные раскрашенные руки или ноги. Однако окружение, которое кураторы устроили работам гиперреалистки, возвращают их к «женскому вопросу».

С одной стороны, резиновые скульптуры обрамляют силиконовые головы Кристи Синглтон. Кристи попыталась показать, каким становится лицо, если каждой из его частей придать идеальную форму, увиденную в глянцевом журнале. Понятно, что головы превратились в жертв пластического хирурга – одутловатые, детские, да к тому же еще и кукольными глазами. С другой – развешаны коллажи Индии Эванс – эдакий сюрреалистический набор девичьих грез. К листам прикрепляются кружевные трусики, кожаные перчатки, крохотные бабочки и, наконец, обнаженные женские фигурки из винтажных фотографий. Короче, здесь тебе и самоирония, и самолюбование в одном флаконе.

Тема женского начала в искусстве далеко не нова и, сказать честно, порядком затерта. Кажется, никто уже (как в XIX веке) не запрещает дамам рисовать обнаженных людей – хоть своего, хоть противоположного пола. В ХХ веке уже доказывали право женщинам с мольбертом и кистями называться хоть художниками (то есть не отделяться от мужчин с тем же набором инструментов), хоть подчеркнуто художницами (то есть от этих мужчин во всем отличаться). Творческие леди на выставках целый век вертели своим полом и соответствующим набором хромосом, как хотели, – то требовали равноправия, то, наоборот, провозглашали значимость «чисто женского» искусства. И американки тут далеко не одиноки. Наши «амазонки» и ловчее, и быстрее, и выше.

Во всей затее с «46,ХХ» есть еще одна интересная деталь. Мало того, что выставка заявляет о женщинах в искусстве, она еще и продвигает женщин как генераторов выставок и вообще всего арт-бизнеса. Здесь вновь повторяется история с «богатой девушкой», у которой нашлись средства и энергия на художественную акцию. Наши подруги олигархов, дочери магнатов и падчерицы хозяев жизни, перепробовав разные «модные занятия» (от моделей до дизайнеров интерьеров), превращаются в знатоков современного искусства и желают создавать артистическую тусовку. Об этом говорят уже вслух и откровенно. При этом обычно ссылаются на «шальные деньги» этих девушек. Однако дело, кажется, не в деньгах и даже не в модных девушках, а в самой ситуации на нашей арт-сцене – она откровенно «феминизировалась». Не с точки зрения пола, а с точки зрения формы и содержания. Превратилась в глянцевый журнал с гламурными картинками, ласкающими взор, с рейтингами «что нынче носят» и разговорами, кто и с кем брачуется.

Опубликовано в номере «НИ» от 18 марта 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: