Главная / Газета 26 Февраля 2009 г. 00:00 / Культура

Экс-министр культуры Александр Соколов:

«Надо тщательно подбирать слова, общаясь с прессой»

НАДЕЖДА БАГДАСАРЯН

По приказу министра культуры, исполняющим обязанности ректора Московской государственной консерватории назначен Александр Соколов – экс-министр культуры. О том, почему предыдущего ректора МГК – Тиграна Алиханова – отправили в отставку и как Александр Сергеевич вновь ощущает себя в ректорском кресле, корреспондент «Новых Известий» расспросил Александра СОКОЛОВА.

Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
– Александр Сергеевич, с каким чувством вы возвращаетесь в консерваторию? Вернее, возвращаетесь на должность ректора МГК, ведь вы не покидали консерваторию даже будучи министром культуры...

– Я бы тоже подчеркнул это слово – «не покидал», потому что в консерваторию впервые вошел 40 лет назад, студентом. Мне посчастливилось: за это время я лишь один год был оторван от консерватории, когда служил в армии. Работа в правительстве не только не дистанцировала меня от консерватории, но скорее даже усилила возможность влиять на ситуацию в МГК. Оставив ректорский пост, я продолжал заведовать кафедрой теории музыки, был председателем диссертационного совета… К моему большому удовлетворению, руководители МГК в последующие годы (Владимир Владимирович Суханов и Тигран Абрамович Алиханов) активно продолжали те направления работы, которые мы определили, можно сказать, в начале века – когда я впервые возглавил консерваторию. Тогда было очень многое сделано: появились новые творческие формы работы, был создан камерный хор, аспирантский ансамбль «Студия новой музыки», ряд научно-творческих центров, студия электронной музыки, организован Попечительский совет… К моей радости, за время руководства Алиханова в МГК появился производственный оркестр для дирижеров-симфонистов.

– Они ведь раньше сидели на «голодном пайке»...

– Да, учились в основном в классе под рояль, а теперь работают с оркестром. Поэтому моя главная обязанность – поддерживать и развивать все, что было создано. Фактически – продолжить мою изначальную работу на посту ректора. Конечно, сейчас, в условиях кризиса, нам будет непросто. Потому что кризис означает секвестирование программ, которые мы рассчитывали реализовать, начиная с Федеральной целевой программы «Культура России» – той, которую я формировал, будучи министром.

– А что будет с коммерческими доходами консерватории, в частности от аренды залов?

– Поскольку в консерватории лучшие концертные залы Москвы, мы можем сдавать их в аренду либо предоставлять собственным коллективам – вплоть до выпуска абонементов на их выступления. Однако мы – учебное заведение, а не филармония, у которой тоже есть абонементы в наших залах. И в пределах существующих у нас возможностей мы должны на первое место ставить учебную работу.

– Что касается денежных вопросов, вы отделяете благотворительные концерты от коммерческих?

– Иногда стоимость билетов в партер доходит до четырех тысяч долларов, и потому мы можем предложить максимальную арендную плату. Но в то же время есть благотворительные концерты, куда приходят пенсионеры, ветераны, студенты… Вот, например, Леонид Рошаль хотел отметить в Большом зале консерватории свой юбилей. И многие выдающиеся музыканты, разумеется, бесплатно, готовы были его поддержать. Но консерватория заломила за этот концерт такую сумму, что Рошаль обратился ко мне – а я был министром в эту пору, и я с полуслова договорился с Владимиром Теодоровичем Спиваковым о том, что концерт бесплатно будет проведен в его Международном Доме музыки. Вот пример грубейшей ошибки, которую нельзя допускать.

– Осенью прошлого года в прессе появилось интервью Тиграна Алиханова, где он, мягко говоря, поставил под сомнение благотворительность концертов, декларируемых музыкантами как бесплатные. В результате музыкант Павел Коган подал иск в суд на ректора консерватории и газету, поместившую этот материал…

– Я избегаю комментировать вопросы, находящиеся на стадии судебного рассмотрения. 18 февраля пройдет заседание суда, где иск Павла Когана к Тиграну Алиханову сформулирован предельно четко. Когда суд придет к решению, я позволю себе комментировать эту ситуацию.

– Еще один больной вопрос консерватории: далеко не все в МГК положительно восприняли ваше назначение…

– Я в данном случае не назначал себя ректором. Это решение принимал министр культуры, а я выполнял приказ министра. Я понимал, что эта перемена в любом случае произойдет в МГК, а ее судьба для меня отнюдь небезразлична. И я оказался готов поддержать консерваторию.

– А почему вы считали, что в консерватории будут перемены? Ведь зимой прошлого года Швыдкой продлил полномочия Алиханова до мая 2010 года.

– Это произошло тогда, когда Министерство культуры не занималось кадровыми вопросами. Как вы помните, административная реформа разделила законотворчество и исполнительские функции, поэтому все, что было связано с непосредственным руководством учебными заведениями, концертными организациями, входило в функции Федерального агентства по культуре и кинематографии. И решение о продлении полномочий принимал не я (тогда – министр культуры), а руководитель агентства Швыдкой. Нынешний министр может корректировать ситуацию и принимать иные решения.

– Когда можно ожидать вашего официального вступления в должность?

– Речь должна идти не об официальном вступлении в должность, а о процедуре выборов. В должность я уже вступил – я исполняю обязанности ректора. А сроки проведения выборной конференции будут определены решением Ученого совета консерватории. Мы посмотрим, когда это будет удобно сделать. Сейчас не могу этого сказать даже предположительно, поскольку еще не ясно, когда пройдут в этом году приемные экзамены. Дело в том, что Министерством образования и науки до сведения высших учебных заведений сейчас доводится информация об изменениях в сроках и правилах проведения вступительных экзаменов (это связано с практикой ЕГЭ). Раньше экзамены у нас проводились с начала до конца июля. Сейчас, по нашей информации, только заявления от абитуриентов мы должны принимать до 25 июля. Но это пока только устная информация, и когда она будет подтверждена, мы скорректируем все остальные мероприятия – экзамены в аспирантуру, госэкзамены… И посмотрим, в какую паузу можно будет провести работу по подготовке и проведению выборной конференции.

– Какой вы видите свою главную задачу на посту ректора МГК?

– Самое ответственное – сохранить атмосферу Московской консерватории. Лодку раскачивать нельзя, потому что трясти и штормить сейчас будет извне. Мы действительно вступаем в полосу кризиса такого размаха, который сейчас мало кто осознает. Поэтому внутри консерватории должна быть атмосфера благожелательного и творческого сотрудничества.

– А вы не думаете, что сейчас будет трудно сохранить эту атмосферу в консерватории?

– Конечно, я опасаюсь этого. Я думаю, что могут даже возникнуть попытки использовать сложившуюся ситуацию для раскола консерватории изнутри. Но могу дать совершенно твердое обещание: я никогда не стану подливать масла в огонь. Всем известно, что я никогда и никого не загонял в угол – это мой принцип.



«Новые Известия» готовы предоставить слово бывшему ректору консерватории Тиграну Алиханову.

Опубликовано в номере «НИ» от 26 февраля 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: