Главная / Газета 17 Февраля 2009 г. 00:00 / Культура

Не в кассу

Кинорынок России стал зависеть от «сарафанного радио»

ВИКТОР МАТИЗЕН

Результаты январского и февральского кинопроката свидетельствуют о двух тенденциях. С одной стороны, качественно сделанные фильмы собирают приличную кассу. С другой стороны, широко разрекламированные коммерческие поделки проваливаются сразу или теряют зрителей, как одуванчики – пух. Судя по всему, «зрительское радио» заработало в России на полную катушку: рекордное падение сборов оказалось у продолжения «Самого лучшего фильма». А теперь под волну «народного гнева» попало и «Возвращение мушкетеров». Недаром в интервью «Новым Известиям», опубликованном в пятницу, Михаил Боярский сказал, что до сих пор сомневается в своем решении участвовать в этой ленте.

Коммерческий успех фильма теперь во многом определяется «зрительским голосованием».<br>КАДР ИЗ ФИЛЬМА «САМЫЙ ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ 2»
Коммерческий успех фильма теперь во многом определяется «зрительским голосованием».
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «САМЫЙ ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ 2»
shadow
Первая волна зрителей, обманутая рекламой и недовольная фильмом, запускает цепную реакцию слухов, и на второй неделе проката его сборы уменьшаются в 4–5 раз. Таковы теперь законы кинорынка, и эти законы особенно хорошо проиллюстрированы прокатом высокобюджетных фильмов в первые полтора месяца 2009 года. Похоже, всевозможные медиа-технологии и PR-технологии снова отходят на второй план. При этом все большую и большую роль в распространении мнений играет Интернет в целом и блогосфера в частности.

Сейчас завершился или завершается прокат четырех лидеров сезона. Впереди «Обитаемый остров» – 21,8 млн. долларов, за ним «Любовь-морковь-2» – 17,8 млн., «Стиляги» – 16,4 млн., и «Самый лучший фильм-2», которому светит не больше 13 млн. Однако то, что для «Стиляг» – большая победа, для «Обитаемого острова» при его немалом бюджете – поражение. Фильму Бондарчука прочили больше, чем «Адмиралу», а он собрал почти вдвое меньше. Фильму Тодоровского предсказывали миллионов шесть – а он взял почти втрое больше. И это несмотря на то, что рекламная кампания первой картины была намного громче, чем кампания второй, а медийность младшего Бондарчука на порядок выше медийности младшего Тодоровского. Просто «Стиляги» оказались более стильными, более крепко сшитыми и более эмоциональными – прежде всего благодаря тому, что молодые актеры, которых тренировал Тодоровский, заочно обыграли своих ровесников, с которыми работал Бондарчук.

В том, что «Обитаемый остров» недобрал денег, повинна и стратегия предварительных закрытых показов с сегрегацией киножурналистов, которая породила массу слухов и настолько озлобила интернет-рецензентов и блоггеров, что их массированная атака на фильм сбила интерес публики. В ней стали высматривать и акцентировать мелкие недостатки, количество которых в глазах зрителей перешло в качество, и это сказалось на посещаемости сеансов.

Не менее показательно и то, что продолжение «Любови-моркови» собрало почти вдвое больше, чем первый фильм, а «Самый лучший фильм-2» – почти втрое меньше, чем «Самый лучший фильм». Вот как падали сборы «Самого лучшего фильма» от первого уикенда ко второму и третьему: 8,4 – 1,9 – 0,2 млн., то есть через неделю проката – в 4 раза, а через две недели – в 8 раз. Можно сколько угодно оправдываться неблагоприятными прокатными обстоятельствами января-февраля сравнительно с декабрем-январем, но действительное объяснение одно – зрители первой волны увидели халтурное кино и погасили тем самым дальнейшие зрительские волны. Если один недовольный зритель скажет четырем доверяющим его вкусу знакомым, что фильм – отстой, именно такого снижения сборов и следует ожидать. Создатели Comedy Club – способные люди, но, взявшись за пародирование фильмов последнего времени, они вместо прицельного высмеивания их сути принялись хохмить над внешними приметами, паля в белый свет как в копеечку – и получили поделом. «Любовь-морковь-2» зрительские ожидания оправдала – и была вознаграждена сравнительно с дешевизной производства неплохими кассовыми сборами.

Небывалая катастрофа постигла «Возвращение мушкетеров» – 1,3 млн. долларов за первые выходные. При таком бюджете и такой рекламе – ничтожно мало. Между тем эксперты Гильдии киноведов и кинокритиков предупредили продюсеров об угрозе полного провала сразу же после ознакомления со сценарием. Бывает, что предсказательная сила экспертизы, базирующейся на прошлом опыте, уступает продюсерской интуиции, предчувствующей зрительский спрос, но не в данном случае, когда пустота замысла была вопиюще очевидной. К счастью, «Возвращение мушкетеров» – одно из последних порождений докризисного времени, когда в кинопроизводстве крутилось множество непрофессионалов с шальными деньгами. Кризис как раз и должен выбросить их с рынка.


САМЫЕ КАССОВЫЕ ФИЛЬМЫ В РОССИЙСКОМ ПРОКАТЕ В 2004–2009 ГОДАХ (ПО ДАННЫМ НА 18 ЯНВАРЯ 2009 ГОДА)
фильм общий сбор (млн. руб.)
1. «Ирония судьбы. Продолжение» 1 222,985
2. «Мадагаскар 2» 1 101,105
3. «Дневной дозор» 919,111
4. «Адмиралъ» 876,149
5. «Пираты Карибского моря: На краю света» 794,342
6. «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» 739,642
7. «9 рота» 682,468
8. «Самый лучший фильм» 672,643
9. «Мумия: Гробница императора драконов» 646,113
10. «Особо опасен» 618,056
11. «Обитаемый остров» 615,690
12. «Хэнкок» 610,613
13. «Шрек 3» 602,237
14. «Волкодав из рода серых псов» 528,124
15. «Турецкий гамбит» 514,008
16. «Любовь-морковь 2» 512,639
17. «Кунг-фу панда» 490,657
18. «Квант милосердия» 488,993
19. «Ледниковый период. Глобальное потепление» 479,722
20. «Стиляги» 453,445
По данным «Бюллетеня кинопрокатчика»
ВИДЕО

Для просмотра необходимо установить Adobe Flash Player

Get Adobe Flash player

1мин. 4сек.



Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: