Главная / Газета 5 Февраля 2009 г. 00:00 / Культура

Легенды нашего времени

Современное российское искусство попытались опутать мифами

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

Во вторник в Москве открылась сборная выставка «Другая мифология». Здесь представлены работы мастеров конца ХХ века. По идее организаторов, их отличают какие-то темы или герои, завладевшие умами наших современников. От человека-собаки до детей-убийц – все эти плоды художественной фантазии последних лет приравнены к новым мифам. Зрители должны сами выбрать, какая из мифологий им больше подходит. Но выставка показала, что попытки найти мифы нового времени в наших галереях – дело неблагодарное.

Приехавшая из Сербии работа «Женщины, массирующие грудь» вряд ли попадет под понятие «Мифология».
Приехавшая из Сербии работа «Женщины, массирующие грудь» вряд ли попадет под понятие «Мифология».
shadow
Почти все европейские музеи, занимающиеся современным искусством, вместо истории сегодня подают легенды. То есть располагают произведения не по хронологии – как в классических хранилищах, от Древнего Египта к авангарду – а по темам. Этим путем идет, например, Центр Помпиду: тут тебе и «гендерный вопрос», и влияние кино, и еще масса занятных сюжетов, куда встраиваются произведения звезд ХХ века.

Наш Государственный центр современного искусства, коллекция которого победней и не особенно располагает к глобальным обобщениям, решил попытать счастья с завлекательным названием выставки – «Другая мифология». Под эту тему собрали десяток произведений завсегдатаев самого ГЦСИ и позаимствовали у богатых галерей пятерку западных творений. Все художники – от концептуалистов Макаревича и Елагиной до немецкого неоэкспрессиониста Меезе – значимые, интересные, в той или иной степени определившие состояние арт-сцены рубежа XX– XXI столетий. Короче, если воспринимать всю затею как дайджест актуальных тенденций, с винегретом в залах на втором этаже еще можно смириться. Но попытки найти мифы нового времени в специально собранной коллекции – дело неблагодарное.

В обыденном понимании миф – это что-то вроде легенды о богах. Все помнят «Мифы и легенды Древней Греции» с грозным Зевсом, сварливой Герой и любвеобильной Афродитой. Сегодняшний миф тоже недалеко ушел от старых богов. С той только поправкой, что под его юрисдикцию попадает все, что до конца не поддается рациональной оценке: от религиозных учений до политических лозунгов и рекламных типажей. Искусство по определению должно производить мифы – то есть объяснять мир через яркие фантазийные образы. Проблема только в том, что искусство долгое время не столько создавало мифы, сколько на них паразитировало. Академисты, как помним, живописали приключения Марса и Венеры, лепили Граций, воспевали короля Артура и Вещего Олега. Новая мифология в ХХ веке создавалась разве что революционными и тоталитарными режимами. Лучшее, что создано художниками прошлого столетия, создано в противостоянии с обывательскими мифами.

Неудивительно, что на выставке большинство произведений либо развенчивают миф, либо карабкаются ему, мифу, на плечи. Так, Павел Пепперштейн в графической серии «Правда о малоросликах» обыгрывает фэнтези Толкиена, когда хоббиты превращаются то в «малороссов», то в спасителей человечества и возвышаются до богоизбранного народа. Сербская художница Марина Абрамович показывает эротические ритуалы балканских народов (тут уже откровенная этнографическая подтасовка). Гоша Острецов создает некое «новое правительство» монструозных министров родом из черно-белых комиксов. Леонид Тишков по привычке обращается к детским воспоминаниям и фантазиям: его кровать, ставшая катком, – одна из самых проникновенных вещей на выставке. Олег Кулик в своем репертуаре являет образ мученика на мясном рынке с мертвым поросенком на руках (отчаянный акт зоофилии). Ближе всех к мифологии подступила группа «АЕС+Ф», чье уже всячески растиражированное видео показывает идеальных детишек из виртуальной реальности, вступивших в смертельную схватку с мечами и битами.

В принципе итог затеи был ожидаем – начиная с середины ХХ века художники выступали не создателями мифов, а их критиками. Если уж и брать мифотворцев, то нужно обращаться к художникам, предлагающим «жизнестроительные» программы: скажем, к Шилову с его культом глянцевой красоты или к тем современникам, кому по душе имперский размах.

Впрочем, еще один миф можно было бы продемонстрировать и на примере отобранных «шедевров» – собственно, миф о современном художнике. Каждый из них внес в него свою лепту. Будь это Олег Кулик с его образом человека-собаки, ставший олицетворением успешно проведенной акции и брендинга. Или мастера запугивания домохозяек «ожившими скульптурами» и силиконовыми монстрами Тони Оуслер с братьями Чепмен. Или «многоумный» концептуалист Вадим Захаров. Именно эта мифология – художника без кистей и краски – куда как интересней сказок, которые о них рассказывают кураторы.

Опубликовано в номере «НИ» от 5 февраля 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: