Главная / Газета 28 Января 2009 г. 00:00 / Культура

Номинант на премию «Оскар» Константин Бронзит:

«Оскара» за анимацию у России никогда не было»

МАРИЯ ТЕРЕЩЕНКО

В отличие от фильма Анны Меликян «Русалка», который не попал в список номинантов на «Оскар», работа Константина Бронзита «Уборная история – любовная история» в конце февраля поборется за американскую статуэтку в категории «Короткометражная анимация». Известный широкому зрителю как режиссер первого фильма «Богатырской трилогии» («Алеша Попович и Тугарин Змей»), петербуржец Бронзит поразил заокеанских киноакадемиков историей про работницу мужского туалета, получившую однажды букетик фиалок от анонимного поклонника. Фильм длится всего 10 минут и выполнен почти без цвета в очень сдержанной манере, напоминающей газетные карикатуры. Несмотря на такую аскетичность, именно это миниатюрное кино может принести нашей стране один из самых почетных международных кинематографических призов. Накануне поездки в Америку Константин БРОНЗИТ встретился с корреспондентом «НИ».

shadow
– В вашем послужном списке много разных наград. Номинация на «Оскар» – еще один престижный приз или все же какой-то новый рубеж?

– Поразительно и парадоксально, но факт: при таком количестве престижных и разных призов номинация на «Оскар» – это некий рубеж. Знаете, каких только Гран-при я по свету не получал… ну кто знает об этом? Какой-то журналист случайно услышит, напишет маленькую заметку – это в лучшем случае. А тут просто лавина на меня обрушилась. Потому что это «Оскар» – и тут ничего не поделаешь.

– Вы, наверное, уже заняты сборами?

– Да. «Оскар» уже выслал приглашение. Теперь нужно быстро делать визу, покупать билеты... В общем, много разных дел.

– Вы уже бывали в Америке?

– Нет, никогда. Более того, когда меня об этом спрашивали, я несколько раз шутил, что если поеду, то на «Оскара». Так и получилось (смеется).

– «Оскар» что-то оплачивает? Гостиницу? Билеты?

– Нет, нет. Ничего не оплачивает «Оскар». Ничего вообще. Там собираются звезды, Академия понимает, что они люди не бедные, и им не нужно ничего оплачивать. Никто же не думает, что приедет мультипликатор из России, мягко говоря, не очень богатый…

– А что же наш Минкульт? Правительство?

– Замечательный вопрос… Я очень на это надеюсь. Я знаю, что когда Алексей Харитиди поехал с «Гагариным» лет 10–15 назад, ему Госкино все оплатило. Потому что «Гагарин» был продукцией этого самого Госкино. Так же, как и у меня, фильм был сделан при государственной поддержке. И я очень надеюсь, конечно, что меня Федеральное агентство по культуре и кинематографии поддержит. Но сейчас кризис, ситуация сложная, так что они могут и отбрыкаться от этого. Кто знает.

– «Уборная история» по стилю и манере сильно отличается от всего, что вы раньше делали. И во многом это очень смелое кино…

– Да, фильм на грани фола. XXI век на дворе, везде современные технологии, а я абсолютно игнорирую картинку. Для этого действительно нужна была смелость. Но я выбрал такой стиль не ради дерзости или провокации – просто я понимал, что это будет лучшая форма для избранной истории. Очень приятно, что академики оценили.

КАДР ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА «УБОРНАЯ ИСТОРИЯ…»
shadow – А из чего фильм родился? Вы видели какую-то похожую ситуацию?

– Нет. Мне эту идею подарил Дима Высоцкий – мой очень хороший друг и режиссер-мультипликатор, делающий в основном рекламу и заказные фильмы. Я даже не помню толком, как это произошло. Мы однажды говорили о том о сем, и он к слову сказал, что есть такая идея – про тетеньку, которая работает в мужском туалете, собирает денежку. И вот ей положили цветочки в эту баночку. И мне понравилась эту ситуация. Она застряла у меня в голове и варилась-варилась-варилась. Но ситуация – это еще не сценарий. Понадобился год, буквально целый год мозговой атаки и блужданий этой идеи по закоулкам моего маленького мозга, чтобы вдруг однажды родился сценарий.

– Придется вам Высоцкому из Америки везти очень большую и хорошую бутылку.

– Он сам себе все привезет, потому что, видимо, поедет в Америку вместе со мной.

– У вас очень богатое резюме. С одной стороны, вы сделали много разных по стилю фильмов. С другой, успели поработать в разных условиях: и за границей проект сделали, и полный метр сняли, и в рамках «Горы самоцветов» кино было… Какой из фильмов был самым «комфортным» для вас?

– Я действительно горжусь тем, что делаю разное по стилю кино. Но я это делаю не из удальства. Просто каждый раз исхожу из материала и ищу лучшую форму для его воплощения. Если завтра мне понадобится трехмерная графика, я сделаю компьютерный фильм, как уже случилось однажды в фильме «Божество». У меня развязаны руки, поэтому мне под силу любой материал и любая форма работы. Мне будет комфортно в любой ситуации, в любой стране – если есть материал, который мне нравится и про который я понимаю, что воплощаю его наилучшим для себя образом.

– Значит, если вам предложат снова интересный полный метр, вы возьметесь?

– Конечно. Более того, сейчас обсуждается именно такая ситуация. На нашей замечательной студии «Мельница» сейчас разрабатывается четвертый фильм про трех богатырей. Там они будут все вместе. Мне очень нравится этот проект, у него есть потенциал, и для меня как-то даже символично – что сериал, начавшийся моим фильмом, закончится тоже моим.

– У меня с незапамятных времен есть ваш диск. Явно пиратский. Купленный давным-давно на «Горбушке». Хотелось бы мне узнать, с одной стороны, историю этого диска. А с другой – про ваше отношение к видеопиратству.

– Знаете, конечно, плохо я отношусь к пиратству. Во всем мире авторы зарабатывают хоть копеечку на том, что создают. И я тоже имею право заработать на своих фильмах. Но есть и другая сторона медали. Если бы не пиратство, то меня бы вообще не знали, поскольку официальных моих сборников не существует. А этот диск, который вы купили… Скорее всего, он спечатан с диска, который я создал сам на домашнем компьютере и дарю своим знакомым. Такой вот хоум-мэйд-сборник.

– Удается ли вам жить со своего творчества – несмотря на утечку средств к пиратам?

– Пока, к счастью, удается. Никогда не приходилось печь пирожки, торговать пивом или колбасой. Пока что я полностью себя обеспечиваю своим творчеством. Возможно, у меня просто такая творческая судьба счастливая. Но опять же – это сегодня. Что будет завтра, я не знаю.

– Спасибо. Желаю вам удачи на «Оскаре». Завоевывайте для нашей страны вторую статуэтку…

– Вот это вы сейчас неправильно сказали, потому что у нашей страны нет «Оскара» за анимацию… Вы же понимаете, о чем я говорю, да? У страны есть режиссер, у которого есть «Оскар» (речь идет о награде ярославского аниматора Александра Петрова за фильм «Старик и море», которую он получил в 2000 году. – «НИ»). Но «Оскара» у России нет, поскольку это канадско-японский «Оскар». Наша страна к «Старику и морю» никакого отношения не имеет. И по этому поводу надо плакать. Потому что если бы Госкино поддержало тогда Петрова, был бы «Оскар». А так – нет.

– Еще представимо, чтобы государство дало на фильм денег. Но сложно вообразить, что кто-нибудь выстроил бы Петрову огромный чудо-станок, на котором был сделан фильм.

– Да, действительно представить сложно. Вот поэтому-то у нас и нет «Оскара».


Справка «НИ»
Режиссер анимационного кино Константин БРОНЗИТ родился 12 апреля 1965 года. Окончил Высшие режиссерские курсы в Москве (мастерская Федора Хитрука). Работал на «Леннаучфильме», сотрудничал со студиями «Панорама» и «Пилот». Первый большой международный успех пришел к нему после выхода мультфильма «Switchcraft» (1994), получившего Гран-при на престижном фестивале в Аннеси. Во многом благодаря этому успеху свой следующий, самый известный проект, фильм «На краю земли» Бронзит делал на знаменитой французской студии «Фолимаж», поддерживающей молодых режиссеров. Эта работа была удостоена спецприза жюри и приза публики на том же Аннеси и многих других наград на фестивалях в Аспене, Кракове, Ешпиньо, Риме, Лос-Анджелесе, Чикаго и Тарусе. Российский зритель стал узнавать Бронзита в лицо после полнометражного фильма «Алеша Попович и Тугарин Змей», а также после фильма «Кот и лиса», сделанного в рамках проекта «Гора самоцветов» (студия «Пилот»). Член Французской киноакадемии «Сезар» и Российской Академии кинематографических искусств «Ника». Живет в Санкт-Петербурге, в настоящее время работает на студии «Мельница».

Опубликовано в номере «НИ» от 28 января 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: