Главная / Газета 15 Января 2009 г. 00:00 / Культура

Ария московского гостя

Финансовая ситуация пока мало повлияла на творческие планы музыкальных театров столицы

МАЙЯ КРЫЛОВА

Из всех видов театра музыкальный – наиболее пышный и зрелищный, а значит, и самый затратный. При том, что планы у московских музыкальных театров грандиозные, финансовый кризис пока мало коснулся обещанных премьер. Судя по обилию названий, сезон обещает быть насыщенным. Но кто знает, как получится на самом деле: кризис на то и кризис, что может дать знать о себе в самый неподходящий момент.

Одно из долгожданных событий этого года – балет «Эсмеральда» в Большом театре.
Одно из долгожданных событий этого года – балет «Эсмеральда» в Большом театре.
shadow
Достоверно известно об отмене одной премьеры: Большой театр отказался от работы над «Отелло». Как сообщила пресс-служба театра, предложенная франко-итальянской постановочной командой концепция спектакля требует колоссальных затрат, но сумму, впрочем, не уточнила. По нашим сведениям, это приблизительно 2 млн. евро. Пойти на такой шаг в нынешней ситуации ГАБТ счел нецелесообразным, тем более что в 2009 году госфинансирование Большого сокращается на 10%.

Планируется еще одна отмена, но она не связана с финансами: из-за плохого самочувствия дирижер Юрий Темирканов отменил свой юбилейный вечер в Большом театре 11 февраля, а также концерт в Консерватории 13-го. Не будет в Большом и обещанного в июле балета «Драгоценности» Джорджа Баланчина. Тут «виноват» американский Фонд Баланчина, который в нужное время не сможет предоставить постановщиков, и появление рубинов с бриллиантами театр переносит на другое время. Зато балет «Коппелия», намеченный на 12 марта, и летние гастроли Варшавской оперы в Большом должны непременно быть. А также майские балетные концерты международного приза «Бенуа де ла данс» и девятый Международный конкурс артистов балета и хореографов, который пройдет на этой же сцене с 10 по 20 июня. Осенью ГАБТ планирует премьеры оперы «Воццек» и балета «Эсмеральда».

Кризисный год вообще начался помпезно: в Новой опере открылся фестиваль «Крещенская неделя» с эксклюзивными проектами на стыке разных искусств, с премьерой комической оперы Пуччини «Джанни Скикки» и приглашениями известных европейских певцов. Весной театр зовет на оперетту «Летучая мышь»: в эпоху кризиса куда как хорошо отвлечься от забот на истории про великосветский адюльтер под веселенькую музыку Штрауса. Но пока двухнедельный фестиваль «Крещенская неделя» – чуть ли не единственное крупное событие января. Но сложилось так в силу не финансовых, а календарных причин: в начале года театры, как правило, расслабляются так же, как все граждане страны.

Уже в феврале музыкальная жизнь забьет ключом: в Кремлевском дворце готовится премьера балета «Павильон Армиды» – вольная реконструкция спектакля, который сто лет назад в Париже пленил зрителей «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Запустит свои проекты и «Золотая маска»: дирекция национального театрального фестиваля не только показывает спектакли номинантов в полном объеме, но и «грозит» солидными зарубежными гастролями. Фестиваль обещает мегазвезду мирового балета Сильви Гиллем и спектакль знаменитого хореографа Уильяма Форсайта силами Королевского балета Фландрии. Мариинский театр в рамках «Маски» везет оперу «Братья Карамазовы», балеты «Стеклянное сердце», «Карнавал», «Блудный сын» и «Симфония до мажор». Кстати, другой традиционный фестиваль родом из Мариинки – Пасхальный – состоится и в этом году, он начнется 19 апреля и, как всегда, под руководством Валерия Гергиева.

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, по словам его директора Владимира Урина, надеется выполнить почти все обещания, хотя бюджет театра на 2009 год московские власти подсократили. Но пока отменена лишь «спонсорская» постановка Аллы Сигаловой на Малой сцене. Февральская премьера оперы «Лючия ди Ламмермур» сменится мартовским балетом «Неаполь» и июньской танцевальной «тройчаткой», состоящей из шедевров российских и зарубежных хореографов. Мало того, театр добился сотрудничества с прославленными балеринами: в балете «Маргарита и Арман» по повести Дюма-сына «Дама с камелиями» должна станцевать Нина Ананиашвили, а Диана Вишнева станет в труппе постоянной гостьей. Поклонники Вишневой смогут увидеть ее и в персональном проекте балерины «Красота в движении» 5 апреля, где Диана, в частности, танцует в балете Алексея Ратманского «Лунный Пьеро».

Чеховский театральный фестиваль подтверждает свою обширную программу, в том числе и в области музыкального театра – от современной австралийской оперы «Навигатор» до гастролей знаменитого Вуппертальского театра танца Пины Бауш со спектаклем «Семь смертных грехов». А «Геликон-опера» до конца сезона готовит лишь одну новинку, да и премьера ее планируется 10 июля, во время гастролей в Петербурге, но это хорошо просчитанный «хит»: музыку специально для театра написал Давид Тухманов, либретто повествует об императрице Екатерине Второй, а петь российскую самодержицу должна Елена Образцова. Набор типично антикризисный: в трудные времена потенциальных «рядовых» зрителей, считающих каждый рубль, проще заманить в театр набором известных имен и раскрученных названий.

Опубликовано в номере «НИ» от 15 января 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: