Главная / Газета 13 Января 2009 г. 00:00 / Культура

«Авангарду здесь не место»

В Испании между владельцами музея разгорелся конфликт

СЕРГЕЙ ЛАВИНОВ

В Мадриде баронесса Кармен Тиссен-Борнемица отказалась проводить в своем частном музее, расположенном на площади Прадо, выставку авангардного искусства. По мнению баронессы, эта выставка создала бы вокруг музея нездоровый ажиотаж и подорвала бы его репутацию как заведения, где выставлены классические произведения искусства Старого света. Однако в этом отказе есть и скрытая причина: авангардную выставку должна была проводить падчерица баронессы Франческа, но в их семейных отношениях произошел разлад.

Баронесса Кармен Тиссен-Борнемица владеет одной из лучших коллекций произведений искусства Старого света, которая досталась ей от покойного мужа – барона Ганса Генриха Тиссена-Борнемицы и сейчас находится в музее Тиссена-Борнемицы в Мадриде на площади Прадо. Кармен, бывшая королева красоты, была последней женой барона, скончавшегося в 2002 году. Она входит в опекунский совет музея и обладает правом решающего голоса.

Франческа фон Габсбург, дочь барона Тиссена-Борнемицы от третьей жены (шотландской модели Фионы Кэмпбелл-Уокер), является куратором той части коллекции произведений искусства отца, которая хранится в семейном доме, на вилле в швейцарском Лугано. Она также коллекционирует произведения искусства и предпочитает авангард. Недавно Франческа фон Габсбург попросила опекунский совет музея разрешить ей провести выставку современного авангардного искусства. В ее коллекции работы молодых современных художников, таких, как Олафур Элиассон, Карстен Холлер, Сара Моррис и Томас Струт. Она попросила освободить для нее весь первый этаж музея. Кроме этого, Франческа хотела занять холл массивной инсталляцией бразильского абстракциониста Эрнесто Нетто, которая заполнила бы все пространство. Для этого пришлось бы снять большие портреты испанских монархов и членов семьи Тиссен-Борнемица.

В ответ Франческа фон Габсбург получила вежливый отказ. Объясняя его, баронесса сказала, что «авангарду здесь не место» и каждый музей имеет свое лицо. При этом она посоветовала падчерице провести выставку в расположенном по соседству музее королевы Софии, в котором как раз собраны работы современных художников. Авангард, по ее мнению, испортит репутацию музея Тиссена-Борнемицы.

Несмотря на логичное объяснение, все в Испании понимают, что музейное «лицо» и престиж музея являются лишь формальным поводом для отказа. На самом деле причина отказа носит личный характер. Замуж за барона Тиссена-Борнемицу красавица Кармен Кервера вышла 16 августа 1985 года. С того же дня началась ее вражда с детьми мужа от предыдущих браков. Особенно плохие отношения сложились с Франческой, которая в последние годы жизни отца постоянно просила у него деньги. Сам барон после неудачных браков пятой супругой был очень доволен и часто жалел, что встретил ее слишком поздно. Кармен, получившая образование в монастырской школе, как выяснилось, обладает отменным вкусом и прозорливостью в делах. Именно она уговорила мужа перевезти восхитительную коллекцию в Испанию, несмотря на сопротивление детей.

В последний раз испанская пресса писала о баронессе Кармен Тиссен-Борнемица в 2006 году, когда она приковала себя цепями к одному из старых деревьев на площади около музея Прадо в знак протеста против плана городских властей срубить сотни старых деревьев, чтобы расширить тротуары.

Опубликовано в номере «НИ» от 13 января 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: