Главная / Газета 4 Декабря 2008 г. 00:00 / Культура

Доктор смех

Отечественное кино обратилось к жанру дешевых пародий

ВИКТОР МАТИЗЕН

Фильмы о серийных извращенцах стали настолько серийными, что пришла пора пустить их курам на смех. В этом году появились сразу две насмешки над типичными образцами такой кинопродукции – «Пятница. 12» Владимира Зайкина и «Очень русский детектив» Вадима Галыгина. А еще раньше похохмили над лентами о русских разведчиках создатели комедии «Гитлер капут!»

Некоторые фильмы выглядят не как пародия, а как обыкновенный сиквел.<br>Фото: КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ОЧЕНЬ РУССКИЙ ДЕТЕКТИВ»
Некоторые фильмы выглядят не как пародия, а как обыкновенный сиквел.
Фото: КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ОЧЕНЬ РУССКИЙ ДЕТЕКТИВ»
shadow
Пародии – санитары кино, предающие смеху заштампованные и отживающие жанровые формы. Исторически первой отечественной пародией были, вероятно, «Шпионские страсти» Ефима Гамбурга (1967), зло и остроумно высмеявшие советские шпионские фильмы типа «Ошибки инженера Кочина» и анекдотического «Случая с ефрейтором Кочетковым», что не помешало Игорю Гостеву всего через четыре года воспользоваться обострением «холодной войны» и выпустить замшелый «Меченый атом». Пародийно-стебным был фильм Сергея Дебижева «Два капитана-2», стилизованный под документальное повествование о некоем мировом заговоре с демагогическим дикторским текстом. Пародийный характер носила также комедия «Белая кость», передразнивавшая криминально-мафиозные боевики, расплодившиеся в начале 1990-х.

Создатели «Гитлер капут» отталкиваются главным образом от «Семнадцати мгновений весны» – фильма, который зрители, понимавшие меру его неправдоподобия, воспринимали как бессознательную самопародию («кэмп») – не случайно он был тут же растащен на анекдоты. Собственно, «Гитлер капут» изначально ориентировался не на исходный сериал, а на эти анекдоты и с переменным успехом пытается сложить их в нечто целое. Зато «Пятница. 12» использует детективные клише: навязчивое стремление авторов искать корни маниакального поведения в детстве (как в фильме «ССД»), одержимость киноследователей и наивность жертв, которые будто нарочно попадают под руку преступникам. Режиссер доводит эти клише до абсурда: маньяк начинает убивать в совсем юном возрасте, а первой его жертвой становится девочка из летнего лагеря для школьников. За маньяком охотится измученный следователь в превосходном исполнении Никиты Высоцкого, который на наших глазах сам превращается в маньяка.

«Очень русский детектив» пародирует другой распространенный тип «маньячного» детектива: «бадди-муви» с двумя следователями-напарниками, которые быстро понимают механику действий убийцы (как в фильме «Семь»), но никак не могут выйти на его след и вынуждены ждать новых преступлений, чтобы найти зацепку. Что же касается убийцы, то зрителей ожидает сюрприз под названием «русский маньяк», чья национальная особенность состоит в опрокидывании западных представлений о логике и механике поведения серийных убийц.

В целом «Очень русский детектив» далеко не так остроумен, как «Пятница. 12»: само по себе воспроизведение особенностей американского serial killer movie не делает повторение смешным, и временами возникает впечатление, будто авторы снимают не пародию, а обыкновенный сиквел. Но, поскольку широкая публика предпочитает юмор не самого высокого пошиба, то будет любопытно хотя бы сравнить результаты проката обеих картин.

Опубликовано в номере «НИ» от 4 декабря 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: