Главная / Газета 2 Декабря 2008 г. 00:00 / Культура

Ноги матрешки

Российское искусство ищет недостающие ему детали на Лазурном берегу

ОЛЬГА ЕГОШИНА, Ницца

В воскресенье в Ницце завершился X фестиваль «Русские сезоны». Десять лет его организаторы Олег Чесноков и Мелания Мильбер убедительно показывают, что русское искусство не ограничивается калинкой-малинкой, расписными ложками, матрешками и балалайками. Организаторы привозят в Ниццу коллективы, ломающие стереотипы восприятия, выстраивая свою культурную карту России. В этом году главный приз увез с собой в Москву Театр наций за спектакль «Шведская спичка».

Больше всего французам понравился спектакль «Шведская спичка» Театра наций.
Больше всего французам понравился спектакль «Шведская спичка» Театра наций.
shadow
В течение недели вся Ницца была оклеена плакатами, приглашающими публику в Национальный театр, где традиционно демонстрируются спектакли фестиваля. Из года в год символом «Русских сезонов» выбирается какой-либо культовый предмет, остроумно обыгрываемый плакатом. В прошлом году это был гамбургер, между двух булок которого сочилась черная икра. В этом году – раскрытая русская матрешка, в которой удобно разместилась гламурная золотоволосая дива с соблазнительно длинными ногами.

Публику «Русских сезонов» в Ницце, в отличие от одноименного фестиваля с участием новых русских, который проводит Никита Михалков в Каннах, составляют в основном французы средних лет, довольно консервативные в своих вкусах. Организаторы тратят специальные усилия, чтобы, постепенно расширяя диапазон приглашенных, привлечь в зал молодежь и подростков.

Фестиваль начался со знаменитого спектакля Once Антона Адасинского. Сочетание трогательной истории любви и брутальных средств театральной выразительности действовало завораживающе. Каждый трюк – словно вдруг поплывший кораблик в картине на стене – встречался восторженными аплодисментами. А под конец ошеломленный громом открывающихся бутылок шампанского и фейерверком зал закатил исполнителям двадцатиминутную овацию.

Советский Союз давно распался. Но организаторы «Русских сезонов» верят в нерушимость культурного пространства. Потому ежегодно на фестивале непременно есть участники из республик бывшего СССР. В прошлом году это была армянская певица Анжела Манукян. В этом – знаменитая грузинская исполнительница этно-джаза Нино Катамадзе со своей группой Insight. Послушать ее поклонники приехали со всего побережья. Волшебный голос, который может изобразить птичий щебет и раскаты грома, россыпь стеклянных трелей и органный раскат низов, перенес слушателей в какое-то другое измерение. Хотя после концерта певица горько жаловалась на технику, «не дававшую ее голосу лететь». А на следующий день были отменены все ее встречи с журналистами, поскольку из-за повреждения связок Нино Катамадзе было запрещено разговаривать вообще.

Драматический русский театр представляли два коллектива – магнитогорский Театр драмы и московский Театр наций. Магнитогорцы привезли свой хит – «Грозу» Островского в постановке Льва Эренбурга. Резко сократив и перемонтировав классический текст «Грозы», Эренбург насытил действие бессловесными жанровыми этюдными сценами-зарисовками: белыми рубахами девок, расписными платками, игрой в веревочку, обрядом праздничного стола: вот собирают на стол, а вот уже проходит застолье. Весь спектакль идет под струнные переборы томящейся балалайки.

Обладателя Гран-при определяли французские соорганизаторы «Русских сезонов». Поначалу одним из главных претендентов на него была «Гроза». Тем более что трагичные «Снегири» Театра наций оказались для публики слишком серьезным испытанием. Но в итоге на выбор лауреата повлияла изящная «Шведская спичка». По словам «крестной мамы» фестиваля Дениз Фавр, этот спектакль подарил зрителям мгновения настоящего счастья.

Два рассказа Чехова – «Супруга» и «Шведская спичка» режиссером Никитой Гриншпуном остроумно сплетены и на редкость певуче оркестрованы. Трое музыкантов, меняя инструменты, сопровождают происходящее, наподобие не то античного хора, не то цирковых рыжих. Звуковой чеховский мир провинциального города с его толпой, трактирными песнями, романсами в гостиных, уличными звуками телег, колясок, шаркающих ног передан с остроумной изобретательностью. Все знакомые этюды-трюки выполняются энергично, легко, точно. Если воспользоваться цирковым сравнением, то можно сказать, что «колец» для жонглирования в этой постановке не так уж и много, но ни одно не падает.

Фестиваль «Русские сезоны» закончился на радостной ноте, но прогнозы о будущем у основателя смотра Мелании Мильбер печальны: «Каждый год мы боимся, что на следующий фестиваль у нас не хватит сил и средств. Но сегодняшний мировой кризис делает наши опасения как никогда оправданными».

Опубликовано в номере «НИ» от 2 декабря 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: