Главная / Газета 13 Ноября 2008 г. 00:00 / Культура

Волки в городе

Виртуальные сети захватили художников и зрителей

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

В Москве открылась выставка «Дрейф», подготовленная американским куратором Ли Уэллсом и представляющая видеоработы 12 художников и объединений из пяти стран. Уэллс известен как пропагандист разного рода виртуальных экспериментов, отражающих проблемы глобализирующегося и вечно меняющегося мира. Выставка показывает, что главная опасность человечества – не в острых проблемах современности, а в том, что эти проблемы засасываются в огромную дыру новых технологий.

Организаторы «Дрейфа» старались показать,как мировые катаклизмы отражаются на экране.
Организаторы «Дрейфа» старались показать,как мировые катаклизмы отражаются на экране.
shadow
Основная тема, объединяющая видеокартины художников из России (от нашей страны выступает группа «АЕС+Ф»), США, Мексики и Китая – «дрейф» из одного состояния в другое, из одного конкретного места в иное неопределенное пространство. Короче, беспрерывный поток изменений, сносящий все на своем пути. Этот видеопоток реально устрашает. Складывается ощущение, что конец света вот-вот наступит не оттого, что все в какой-то момент остановится, а как раз оттого, что все закрутилось слишком быстро. Настолько, что никакой реальности уже не осталось. «Есть ли смысл теоретизировать о настоящем, когда оно меняется так быстро?» – недоумевает медиафилософ и некогда наш соотечественник Лев Манович. В принципе о будущем рассуждать тоже нет никакого смысла – оно наступает в каждый момент и никогда не наступит. Так что кризис (или, если угодно, короткое замыкание) в этой ситуации – прямо-таки панацея: заставит хоть немного отдышаться.

Если же говорить о конкретных вещах, каждая из представленных видео- и компьютерных работ – одна из вариаций глобального обмена и глобальных подмен. Так, Пери Бард придумал визуальную игру для синефилов: он выложил в Сеть кинокадры 1920-х годов в стиле Дзиги Вертова, к которым следовало найти эквивалент в современности. Вот моет голову революционная работница, а вот – то же самое проделывает дама в парикмахерском салоне. Всем известно, что производство образов в YouTube или в MySpace движется по пути пародии, бесконечного повторения пройденного. Получается эдакая историческая матрица: прошлое диктует, как нужно видеть настоящее.

Игры с прошлым затеял также и Марк Трайб в проекте «Порт-Гурон»: специально нанятые актеры повторяют протестные речи, которые звучали в Америке в 1960–70-е годы. При этом читаются они в тех же местах, где были впервые обнародованы. Нельзя сказать, чтобы видео вызывало каких-то уснувших на Западе духов свободы (за права женщин или меньшинств) – скорее наоборот, оно доказывает, что дважды в одну реку не входят. Патетика 60-х давно стала частью официальной культуры.

Виртуальную миграцию демонстрирует прежде всего ставшее уже знаменитым видео группы «АЕС+Ф» «Лесной царь»: сотни милых детей в белых маечках, поддавшись тайному заклинанию, уходят из взрослого мира, собираясь то на Тайм-Сквер в Нью-Йорке, то в залах петербургских дворцов. На место уходящих людей заступают другие существа. Об этом повествуют видеокартины очень популярного сейчас мексиканца Карлоса Аморалеса, выполненные в стиле театра теней. Среди заброшенных бараков мегаполисов шастают черно-белые силуэты волков – будущих городских хозяев.

А в качестве послесловия ко всем миграционным картинам можно воспринимать «Рецепт торта для эвакуированных» Кристины Макфи: в нем предлагается набор «ингредиентов» для того, чтобы «истребить ненужных людей и животных». Правда, с китайцем Чао Фейем даже с идеально испеченным тортом справиться будет непросто: он полностью переселился в виртуальный мир и по принципу игры Second Life создает там свое поле для реализации – от секса до творческих озарений.

Задачей кураторов «Дрейфа» было показать, как мировые катаклизмы отражаются на видеоэкране. Получилось наоборот: катаклизмы происходят как раз с экраном. Главная миграция сегодняшнего дня – переход из реальности в виртуальность. Народ мигрирует в компьютер: под давлением новых обитателей Сеть из территории избранных превращается в общежитие лимитчиков. В скором времени видеоартистом (так же как нынче фотографом) сможет считать себя любой пользователь, умеющий обращаться с анимированной графикой. Как показала выставка, музейные институты к такому повороту вещей просто не готовы. Нет ни четких критериев качества виртуального арта, ни опыта его показа. На этой выставке по традиции проецируют работы одну рядом с другой, превращая всю экспозицию в светозвуковую кашу.

Опубликовано в номере «НИ» от 13 ноября 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: