Главная / Газета 6 Октября 2008 г. 00:00 / Культура

Страсти в коробочке

Театр юного зрителя открыл сезон изящной испанской комедией

ОЛЬГА ЕГОШИНА

Режиссер Роман Самгин вывел на московскую сцену героев малоизвестной комедии Кальдерона «Спрятанный кабальеро» (в версии театра, пьеса получила название «Спрятанный и закутанная»). А премьеры театра наклеили усы, надели плащи, ботфорты и кринолины и под гитарный перебор погрузились в веселый мир любовных и дуэльных перипетий, на радость себе и зрительному залу.

Испанскую экспрессию в Москве сыграли с легкой насмешкой.<br>Фото: ЕЛЕНА ЛАПИНА
Испанскую экспрессию в Москве сыграли с легкой насмешкой.
Фото: ЕЛЕНА ЛАПИНА
shadow
Пьесу Кальдерона «Спрятанный кабальеро» можно назвать чемпионом по прихотливости среди золотого наследства испанской драматургии. Чтобы кратко изложить ее сюжет, потребуется примерно две-три страницы текста (желающие могут найти это изложение в Интернете). Да еще хорошо бы приложить чертеж с обозначениями, кто в кого влюблен и кто кому мстит. Тут и невероятные переплетения чувств: любви, ревности, мести. Запутаннейшие сюжетные ходы, осложненные тайниками, клятвами, переездами. Герой мечется между любовью к прекрасной и недоступной даме и любовью к даме, готовой ради него на самопожертвование. Сцепление случайностей и неосторожностей все туже закручивает узел интриги, пока неожиданная развязка не остановит снежный ком недоразумений.

Взяв для постановки эту малоизвестную у нас комедию великого испанца (единственный перевод появился в журнальном варианте в середине 50-х), Роман Самгин довольно сильно переписал текст, адаптировав Кальдерона к языку дня сегодняшнего («Мы ж с тобою оба – Доны!») и к собственным задачам. Похоже, его не заинтересовал Кальдерон – философ и мистик, реформатор испанской комедии, религиозный мыслитель и поэт. Роман Самгин решил поставить легкий костюмный спектакль для «семейного просмотра». Задача нельзя сказать, чтобы слишком пафосная, но мало кому удающаяся.

Роман Самгин подошел к комедии Кальдерона как к детской приключенческой сказке. Эксперимент удался. На сцене ТЮЗа появилась изящная, веселая, хорошо сделанная и – главное – сыгранная постановка, адресованная детям и взрослым.

Сценограф Виктор Шилькрот создал на сцене эфемерный мирок-коробочку, раскладывающуюся на наших глазах и аккуратно складывающуюся обратно в конце: кукольная драма кончилась. На героев Кальдерона, на их страсти и страдания режиссер-постановщик и исполнители смотрят с любовным состраданием, но и легкой насмешкой взрослых, наблюдающих за мотыльковыми переживаниями милых деток. Любит не любит, плюнет-поцелует, отомстит не отомстит, – страдания забавны и так же похожи на настоящие, как проволочные шпажки героев, гнущиеся от любого усилия, – на грозное оружие.

Выросшие на драме, на Чехове и Достоевском, Островском и Булгакове, актеры ТЮЗа с удовольствием клеят усы торчком, влезают в ботфорты и в кринолины, запахиваются плащами, берут гитары – и снисходительно-любовно изображают страдания своих донов и донн. Исполнителям удается удержаться от прямой карикатуры (еще шаг – и уже развеселый капустник). Но подтрунивание над стр-ра-стями героев делают эти страсти и более человечными, и более близкими зрителю.

Особенно хороши первая пара влюбленных – дон Карлос (Игорь Гордин) и Селья (Анна Яновская). Здесь привычный расклад ухаживания терпит решительные перемены: дон Карлос, самовлюбленный, фатоватый красавец-идальго, похожий на тетерева на току, важно позволяет ухаживать за собой решительной и предприимчивой голубоглазой Селье, берущей инициативу на себя.

Дурачатся и «оттягиваются» в ролях и Михаил Парыгин, и Сергей Лавыгин, играющие слуг. И отдельным номером идут «коверные сцены», которые то вылезут в Виле городской стражи, то появятся с гитарами, чтобы подыграть страданиям героев, то просто окажутся сочувствующими слушателями, перед которыми можно излить душу.

Соразмерная, легкая, забавная тюзовская постановка Романа Самгина относится к тому типу «нормальных», веселых, профессионально сделанных спектаклей-удовольствий, которых должно быть много в столичной театральной афише, но которые последние годы стали редкостью.

Опубликовано в номере «НИ» от 6 октября 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: