Главная / Газета 29 Сентября 2008 г. 00:00 / Культура

Демонические фантазии

В Москве Петер Штайн впервые вышел на сцену как актер

ВИКТОР БОРЗЕНКО

В четверг Театр наций, возглавляемый Евгением Мироновым, открыл сезон моноспектаклем немецкого режиссера Петера Штайна «Фауст-фантазия». Знаменитый приверженец системы Станиславского, почитатель русского театра Штайн впервые вышел на сцену как актер, чтобы исполнить монолог для голоса и фортепиано. Этим своеобразным спектаклем-концертом Театр наций продолжил свою традицию – показывать в Москве работы выдающихся зарубежных деятелей театра. Но поскольку в Театре наций продолжается реконструкция, спектакль был показан на сцене Центра имени Мейерхольда.

Под аккомпанемент рояля Петер Штайн читал «Фауста» как по нотам.<br>Фото: ИТАР–ТАСС. АЛЕКСАНДР КУРОВ
Под аккомпанемент рояля Петер Штайн читал «Фауста» как по нотам.
Фото: ИТАР–ТАСС. АЛЕКСАНДР КУРОВ
shadow
Темная сцена без декораций. Тусклый луч прожектора падает на рояль, другой луч направлен на пюпитр. Это и есть основные точки предстоящего спектакля-концерта. Мгновение – и из темноты появляется Джованни Виталетти и садится за рояль. Он исполняет несколько музыкальных тем (композитор Артуро Аннеччино). Так же таинственно у пюпитра возникает Петер Штайн в черном костюме. Он раскладывает свои бумаги и начинает по-немецки читать монолог Фауста. Затем вновь звучит музыкальная партия, и Штайн читает монолог Мефистофеля. Потом монологи чередуются. Для русских зрителей придумали подспорье: в такт действию на заднике сцены загорается текст – перевод монологов на русский язык. Однако если не знать сюжета, то следить за развитием событий достаточно сложно. Перед нами не точное воспроизведение книги, а фантазии, которые базируются лишь на некоторых элементах и темах первой части «Фауста»: разговор Фауста с Мефистофелем, Вальпургиева ночь, любовь Фауста и Маргариты, печальный финал…

Сюжет развивается динамично, поскольку Петер Штайн вычеркнул из поэмы целый ряд диалогов второстепенных лиц. В итоге «Фауст-фантазия» идет всего полтора часа. Тех героев, которые остались в произведении, режиссер-актер ловко представлял в лицах, меняя интонацию, тембр голоса, но не прекращая глядеть в пюпитр – как оперный певец, выступающий под аккомпанемент фортепиано.

В театральной истории мало примеров, когда «Фауст» был поставлен с многочисленными подробностями. Такие постановки длятся много часов подряд, но рекорд побил тот же Петер Штайн, когда в 2000 году в Ганновере на выставке EXPO-2000 представил «Фауста», который длился 21 час. В спектакле участвовали 35 артистов (при этом действие происходило одновременно на двух сценах). Позднее постановка была показана в Берлине и Вене, но по целому ряду причин этот своеобразный акт искусства не мог стать постоянным репертуарным спектаклем.

В 1970-е годы Петер Штайн стал одним из основателей театра «Шаубюне» в Западном Берлине, и о нем заговорили как о режиссере с мировым именем. При этом творчество Штайна всегда было сопряжено с традициями русского театра. Это прослеживается и в формировании репертуара: на сцене театра Шаубюне Штайн в 1970 году поставил «Мать» по Максиму Горькому, затем последовала премьера «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского, «Дачников» того же Горького, «Трех сестер» и «Вишневого сада» Чехова. В России Петер Штайн нередкий гость. Оба спектакля по Чехову в начале 1990-х годов были показаны на гастролях в нашей стране. А в 1998 году он поставил «Гамлета», в котором заглавную роль исполнил Евгений Миронов, нынешний руководитель Театра наций.

Опубликовано в номере «НИ» от 29 сентября 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: